«Шансов быстрее продавать франшизы больше у тех компаний, которые готовы вкладываться больше в рекламу своего франчайзингового предложения и давать более выгодные условия, например, ниже паушальный взнос и роялти. От размера самой компании это зависит только косвенно: больше компания — больше бюджет. Но и у небольших компаний тоже бывают большие бюджеты — заемные средства, вливания инвесторов, доход собственников от другого бизнеса
— По каким признакам можно определить, что компания готова к выходу на франчайзинг? Что в этом вопросе выступает решающим фактором — готовность самой компании или готовность рынка приобретать франшизы?
— Готовность рынка приобретать франшизу — это очень странная оценка, которая, по сути, делится на две части — востребованность товара или услуги компании-франчайзера и адекватность франчайзингового предложения (финансовых условий). Если условия нормальные и товар востребован — рынок будет приобретать.
— Насколько готовность компании зависит от ее размера?
— Ни насколько. Любая компания, работающая с прибылью и соответствующая пунктам из предыдущего вопроса, может продавать франшизу.
— Каким компаниям проще разрабатывать и продавать франшизу — среднему и крупному бизнесу или небольшим компаниям?
— Разрабатывать и продавать проще более крупным компаниям, потому что у них будет больше бюджет и ресурсы на саму разработку франшизы (а это достаточно трудоемкий процесс, отвлекающий от основной работы массу кадров в компании), а также маркетинговый бюджет для рекламы франшизы, что тоже хорошо помогает в продажах.
— Как сфера деятельности компании коррелирует с успешностью компании во франчайзинге?
— Существуют сферы и виды деятельности, в которых выстроить успешную франчайзинговую компанию фактически невозможно. Это бизнес, который делается не по типовым инструкциям, а зависит от личности. Например, ресторан с крутым шеф-поваром не может открыть еще один по франшизе, потому что во франчайзинговом предприятии не будет этого же шеф-повара и качество еды будет совершенно другим.
— Франшизы в каких сферах бизнеса были наиболее успешными в России в прошлом году, с чем связано то, что именно эти сферы пользовались успехом?
— В связи с кризисными настроениями в стране особым спросом пользовались франшизы с небольшими первоначальными инвестициями — в пределах 1 млн рублей. Такие можно найти, в принципе, в любой сфере — и общепит, и услуги населению, и небольшие магазинчики, у которых франчайзер отгружает первую партию товара бесплатно — под реализацию.
— При каких финансовых показателях компания может создать свою франшизу?
— Если компания прибыльная, она может создавать франшизу.
— На ваш взгляд, где лучше всего искать покупателей?
— Самый эффективный подход в этом вопросе — комплексный. Создание хорошего лендинга, ротация в сетях контекстной рекламы, «ретаргетинг» по социальным сетям и размещение на специализированных площадках дает отличный результат. Все элементы такой рекламы вместе дают синергетический эффект.
Наименее эффективный по соотношению цена / качество вариант — это участие в выставках.
— Компания предлагает франшизу, но ее никто не покупает. Почему возникает такая ситуация и что делать в этом случае компании?
— Если вообще нет интереса (заявок), сначала надо провести аудит рекламной активности. Есть ли просмотры объявлений на площадках и на вашем сайте о франшизе? Если их нет или мало, необходимо усилить размещение (закупить дополнительную рекламу). Если есть просмотры, но нет заявок — вероятно, проблема в описании франшизы или финансовых условиях. Нужно их пересмотреть. Если есть заявки, но нет продаж, нужно провести аудит работы людей, контактирующих с потенциальными франчайзи. Узнать у отправителей заявок, что их удержало от покупки.
— Какие российские франшизы, на ваш взгляд, были бы интересны казахстанскому рынку?
— Мне кажется, любая успешная в России франшиза может быть интересна в Казахстане. Как показывает практика, большинство российских франшиз успешно действует на территории стран СНГ, и Казахстана в том числе.
— Стартовать потенциальному франчайзи лучше с дорогой или дешевой франшизы?
— По моему мнению, это зависит исключительно от финансовых возможностей франчайзи.