«Лучший продукт за 12 недель» — амбициозный лозунг Константина Менделеева и Аяза Нурмухамбетова. Вместе они запустили проект по производству одежды под брендом YOUNIQ, намереваясь доказать, что в Казахстане можно и нужно строить бизнес. Параллельно Константин ведет блог, где в реальном времени делится с читателями своим опытом. Установленные жесткие сроки в 12 недель ребят только подстегивают. «А иначе будет неинтересно», — говорит Константин, поражая лучезарной улыбкой и горящими глазами.
Амбициозность и движение вперед
Большие амбиции не всегда воплощаются в жизнь и заканчиваются успехом. В случае с Константином и Аязом все вышло по-другому. Имея за плечами уже одно открытое и действующее производство, второе открыть уже проще.
«В моем первом опыте мы думали, что успеем запуститься всего за три месяца. Мы начали внедрять проект и углубляться в нюансы, и запуск затянулся на 12 месяцев. На этот раз я подумал, что благодаря прошлому опыту могу запустить производство за 12 недель. Я уже знаю, с кем и как хочу сотрудничать, какие могут быть проблемы на пути, как их можно решить. Сейчас за 12 недель мы намереваемся запустить сам продукт и показать его качество», — отмечает собеседник.
Продать старое производство и открыть новое предпринимателя сподвигла идея о масштабировании бизнеса и открытии франшизы.
«Наш прошлый продукт — одежда с разноцветным принтом. Это была наша давняя мечта. Начинали мы свое сотрудничество с московской компанией. При запуске первого производства мы изначально сделали неправильный подход, поделив доли с партнером таким образом, что масштабировать уже нельзя было. Сложно было и привлекать других инвесторов, кредитоваться. Это создало тупик. Вроде, со стороны рост шел, но для меня лично рост компании остановился. Поэтому я решил ее продать. Но она до сих пор работает, одежду можно заказывать. Сейчас мы запустим другую компанию, где можно масштабироваться. Мы по-другому подойдем к инвестициям, долям, партнерам. Все будет иначе. Прошлый проект был успешным, хоть и долгим. Я считаю это нормальным. Единственное, что мы затратили больше ресурсов, чем планировали. Порой дешевле ты не можешь сделать. Нужно смотреть на долгосрочные перспективы», — делится Константин.
Производство с нуля и окупаемость
«Чтобы открыть такое предприятие с нуля, нужно 100 тысяч долларов. Это полностью закупка оборудования, постройка цеха. Мы хотим максимально минимизировать все расходы на постройку, т. к. планируем продавать людям франшизу с цехом в том числе. Если с нами захотят сотрудничать из дальних регионов или других стран, это позволит не тратить время на доставку и не создавать лишние склады. Мы хотим все грамотно упаковать, чтобы человек, даже с недостаточным образованием и предпринимательским опытом, смог открыть свое дело по нашему алгоритму», — поясняет бизнесмен.
Будущий цех будет небольшим, около 100 квадратных метров. Такая мастерская беспрепятственно сможет производить 3 тысячи изделий в месяц и при необходимости легко достраиваться.
«Чтобы получить больше выхлопа, можно сделать две смены. Окупаемость самого производства небольшая. Продавая 500 изделий в месяц, мы выйдем на окупаемость. Но в том случае, если маржинальность остается прежней, около 30−40%. Если сделать меньше маржинальность, то придется продаж делать больше. Тут нужно выбирать: либо продавать много и недорого, либо мало, но за большие деньги. Последний вариант у нас не сработает», — отмечает предприниматель.
Налаживание бизнес-процессов
В проекте «Лучший продукт за 12 недель» ребята разработали новую систему взаимодействия между компаниями. Цель — сформировать коллаборацию из 10 квалифицированных компаний для создания нового казахстанского бренда в минимальный срок.
«Сегодня так работают большинство успешных компаний мира. Благодаря такому объединению мы экономим наше время и расходы. Например, сейчас мы работаем совместно с Akhmadi Invest. Это консалтинговая компания, которая разрабатывает нам бизнес-план, делает маркетинговый анализ. BusinessProcess автоматизирует поручения. Нам нужно объединить всех в одно целое, и при этом чтобы каждый мог делать свое дело и никого не ждать. Сейчас это будет внедряться через CRM-систему, которая нас объединит. Мы будем использоваться битрикс 24. Креативное агентство Pikason работает над нашим логотипом, фирменным стилем, брендбуком, сайтом. То есть они делают нам красивую упаковку. Также мы сотрудничаем с юристами Abykaev Lawyers, которые будут защищать наши интересы и интересы наших партнеров, — говорит Константин. — По оснащению мы стали упрощать. У нас есть партнеры, с кем мы начинали, — это швейное оборудование и оборудование по печати. Поэтому мы решили не ждать, а сразу запустить производство и постепенно отстраивать цех. Были трудности с поиском команды. Люди то соглашались, то отказывались. Команду собрали буквально недавно. Сейчас начинаем выстраивать бизнес-процессы, где каждый устанавливает свои сроки. Команда собралась хорошая. Это также и шанс для ребят показать себя. Сейчас в команде 8 человек».
Индивидуальный подход и автоматизация
Чтобы подчеркнуть уникальность каждого клиента, ребята создадут 3D-конструктор. Это позволит покупателям самостоятельно подбирать для себя нужный размер одежды, не опираясь на общеустановленную размерную сетку.
«Это станет нашим однозначным преимуществом. Вы самостоятельно сможете задать объем плеч, длину рукава, длину самого изделия. Индивидуальный пошив ни в коем случае не будет замедлять производство. Технология уже отлажена. Если все автоматизировать, то это не затратно. Самое затратное — это человеческий ресурс. Мы хотим масштабировать шоу-румы, потому что люди все еще хотят померить и пощупать вещь. Это также позволит не складировать вещи, а продавать их сразу. В шоу-руме человек сможет подобрать себе не только размер, но и принт. Для этого мы планируем поставить интерактивное зеркало, над которым уже начинаем вести работу. Можно будет, просто листая его, посмотреть, как на тебе смотрится тот или иной принт. Выбрав принт и модель, вы отправляете заказ нам, мы быстро отшиваем и доставляем покупателю», — рассказывает Константин.
Производство нацелено на масс-маркетинг. Константин отмечает, что эта ниша абсолютно свободна, остается только действовать. Начать решили с небольшого количества продукции, по 4−5 изделий на выбор.
«Это футболка поло, худи с капюшоном, свитшот и одно трендовое изделие. Часто люди сталкиваются с проблемой, что находят то, что нравится, но нет подходящего размера или недоступная цена. Выпуская трендовый продукт, мы будем решать эти проблемы. Да, аудитория маленькая, но мы начнем с нее. Со временем будем идти дальше», — делится планами собеседник.
Ценовая политика и реклама
«Для хорошей рекламы нужен хороший бюджет. В нашем первом проекте мы запустили большую линейку, т. к. планировали запускать розницу. Также наличие большого ассортимента помогало лучше находить нас в поисковой системе по запросам. На рекламу мы выделяли где-то 2,5 млн тенге в месяц — это smm, контекст, seo. Специалистов у нас не так много, чаще это фрилансеры из других стран и городов, — поясняет Константин. — По стоимости. Например, футболка, ее себестоимость в среднем 3000 тенге. Мы хотим выйти на стоимость 6 тысяч тенге,
Нацеленность на перспективу и ценность информации
Константин убежден, что Казахстан — страна возможностей и тут многие достигают успеха, главное, не бояться, а делать. Молодой предприниматель рад делиться своими знаниями и опытом с другими, тем самым подстегивая на открытие своего дела тех, кто еще не решился.
«Своим проектом мы хотим показать, чтоб люди не боялись и посмотрели, через что мы проходим. Человек боится неизведанности, того, чего нет. Чтобы не бояться, нужно максимально прорисовать свою цель. Тогда вы примерно будете понимать, где находитесь. Цель должна быть реальной, и вы должны понимать, что с вами, возможно, будет происходить, пока вы к ней придете, и как вы будете на это реагировать. Наш девиз „Действуй здесь и сейчас!“ — подчеркивает предприниматель. — То, что мы сейчас открываем, это будет платформа, которая будет поддерживать творческие проекты. Мы хотим помочь тем, у кого нет опыта, возможностей построить свой цех, купить оборудование