Если раньше рост цен происходил из-за дефицита энергии, то теперь из-за потребности энергетических станций в инвестициях
Мировой финансовый кризис может стать благом. К такому парадоксальному выводу можно прийти, проанализировав некоторые показатели развития отраслей экономики. Например, электроэнергетики. Если бы кризис не произошел вне страны, то он бы вполне мог начаться изнутри и протекать только на территории Казахстана.
Последние 10 лет рост потребления электроэнергии в республике рос стабильно на 5-7% в год. В южных и западных областях темпы роста энергопотребления составляли 10-14%. Для экономики страны этот показатель является индикатором роста, что позволяло говорить об инвестиционной привлекательности энергосистемы в целом. Однако уже в 2008 году появились первые признаки дефицита энергии.
По данным ТОО «АлматыЭнергоСбыт», на 31 августа 2008 года общий дефицит электроэнергии по Казахстану составил 1200 МВт. По словам Михаила Гамбургера, директора компании, это явление было сезонным, связанным с завершением ремонтной кампании. «Поскольку отопительный сезон начинается с середины октября, и сегодня большинство станций заканчивают свои ремонтные кампании, в республике чувствуется острый дефицит электроэнергии», – сказал он.
Однако в этом же году Канат Бузумбаев, на тот момент глава холдинга «Самрук», выступая на очередной конференции, сообщил, что к 2010 году ожидаемое потребление электроэнергии достигнет 84 млрд. кВт/часов, а к 2015 – до 100 млрд. кВт/часов. Экспертные оценки состояния оборудования действующих электростанций показывают, что объем выработки электроэнергии существующими электростанциями без принятия необходимых мер будет ограничен величиной 72-74 млрд. кВт/часов.
Поэтому он предложил провести регламентные работы на основном технологическом оборудовании и модернизировать существующие станции. Это позволит увеличить выработку электроэнергии к 2015 году до 90 млрд. кВт/часов за счет роста располагаемых мощностей действующих ТЭС. Объем инвестиций составит порядка $500 млн. к 2010 году, а до 2015 года – $710 млн. Для полного покрытия электропотребления в Казахстане до 2010 года необходимо расширение действующих и строительство новых электростанций общей мощностью 1280 МВт, причем объем инвестиций нужен в размере $800 млн. К 2015 году необходимо строительство новых генерирующих мощностей в объеме 3300 МВт.
Исходя из слов г-на Бузумбаева, понятно, что у многих ТЭС нет средств на проведение даже регламентных работ, обязательных, прежде всего, с точки зрения безопасности. Станции не могут гарантировать качественные параметры вырабатываемой электрической энергии. Нетрудно понять, что энергосистема Казахстана пока находится в состоянии нестабильного равновесия, достигаемого больше не за счет ресурсов, а профессионализма специалистов. Расшатать такое равновесие могут любая мелочь или чрезвычайное происшествие, как это неоднократно случалось в течение зимы-весны 2009 года.
Осенью этого года, как ожидается, будет сдана вторая линия ЛЭП-500, которая свяжет северную и южную энергосистемы Казахстана. Также должна быть построена и сдана в эксплуатацию Мойнакская ГЭС, что позволит получить около 300 МВт дополнительной электрической мощности. Все это даст возможность повысить стабильность энергосистемы на ближайшие 2-3 года.
Однако наибольшую стабильность, как ни странно, обеспечил кризис. Согласно данным Агентства по статистике, в Казахстане в январе-мае 2009 года произведено 33,12 млрд. кВт/часов электроэнергии. Это на 7,8% меньше, чем в январе-мае 2008 года. Таким образом, период дефицита отодвинут еще на 3-5 лет. Это дало энергетикам «каникулы», которые должны быть использованы для строительства новых электростанций и реформирования энергетического рынка.
По оценке АО «Банк Развития Казахстана», в электроэнергетический сектор Казахстана до 2015 года необходимо вложить более $12 млрд. инвестиций. В генерирующий сектор нужно привлечь $5,5 млрд., а в сектор передачи и распределения электроэнергии – порядка $4 млрд. Эти деньги должны быть привлечены в основном как частные инвестиции. Но сегодня эти электрогенерирующие и распределительные предприятия не привлекательны для инвестиций.