TOP – 100 за $1,15 трлн.
Interbrand представило очередной, десятый по счету рейтинг самых дорогих брендов мира. Первая пятерка лидеров рейтинга с прошлого года не поменялась. По традиции, рейтинг возглавила марка Coca-Cola, чья стоимость за год увеличилась на 3%, и составила $68,7 млрд. На втором месте расположилась компания IBM с ростом стоимости 2% ($60,2 млрд.), третье место заняла марка Microsoft с потерей в 4% ($56,6 млрд.), на четвертом и пятом местах остались General Electric (GE) и Nokia соответственно.
Только одна марка Ferrari ($3,53 млрд.) сохранила свою стоимость неизменной. 33 бренда за год подорожали, 59 – подешевели. Значительно увеличить стоимость своего бренда удалось лишь двум компаниям в рейтинге – Google (25%) и Apple (12%). По мнению составителей рейтинга, столь больших успехов бренд Google добился благодаря умелой диверсификации бизнеса компании в условиях кризиса, включая введение новых рекламных форматов и выпуск операционной системы для мобильных телефонов Android.
Samsung Electronics, лидирующая компания по производству электроники по всему миру, не только не потеряла свои позиции, но и улучшила результаты, переместившись на 2 позиции вверх. Бренд южнокорейской компании со стоимостью $17,51 млрд. занимает 19-ю строчку.
В целом, как отмечают обозреватели, команда сильнейших международных брендов заметно потеряла в цене за прошедший год. Впервые за 10 лет общая стоимость 100 самых дорогих брендов мира упала на 4,6% и составила $1,15 трлн.
Так, больше половины участников первой двадцатки подешевели. Больше всех среди лидеров упали в стоимости бренды Marlboro (-11%), GE (-10%) и Mercedes-Benz (-7%).
Больше всех потеряли в цене торговые марки из сферы финансов. Рекорд падения установил швейцарский банк UBS: его бренд за год упал на 50%, потеряв в стоимости целых $17 млрд. «На марку UBS негативно влияет как слабое финансовое положение самого банка, так и международный скандал с налогами», – поясняют в специальном отчете аналитики Interbrand. Агентство также отмечает, что, несмотря на поддержку властей Швейцарии, банк перестал инвестировать средства в поддержку собственного бренда.
Почти столь же заметно упали такие финансовые бренды, как City (-49%), American Express (-32%), HSBC (-20%) и Morgan Stanley (-26%). «Эти компании потеряли доверие многих своих клиентов, инвесторов и сотрудников», – констатируют исследователи.
В автомобильной отрасли рекорд падения показал Harley Davidson, подешевевший за год на 43%. Такую уценку авторы рейтинга напрямую связывают с финансовыми результатами Harley-Davidson Inc. В 2008 году чистая прибыль компании упала на 30%, до $654,7 млн., при снижении выручки всего на 3% – до $5,97 млрд.: «Вряд ли поклонники Harley Davidson стали меньше его любить, – говорят исследователи. – Причины его удешевления скорее в сократившемся потребительском спросе».
Четыре марки – Mercedes-Benz ($23,88 млрд.), BMW ($21,67 млрд.), Honda ($17,8 млрд.) и Audi ($5,01 млрд.) – подешевели за год на 7%. Три других – Toyota ($31,33 млрд.), Volkswagen ($6,48 млрд.) и Porsche ($4,23 млрд.) – на 8%. Стоимость бренда Hyundai снизилась на 5%, до $4,6 млрд., Ford – на 11%, до $7 млрд., Lexus – на 12%, до $3,16 млрд.
Сказался кризис и на стоимости люксовых брендов. Марка Gucci подешевела на 1%, до $8,18 млрд.; Louis Vuitton и Prada – на 2%, до $21,12 млрд. и $3,53 млрд.; Chanel и Tiffany & Co. – на 5%, до $6,04 млрд. и $4 млрд. соответственно, Cartier и Armani – на 6%, до $3,97 млрд. и $3,3 млрд., Rolex – на 7%, до $4,6 млрд. Попавшие в этом году на 98-е и 99-е места бренды Burberry ($3,095 млрд.) и Polo Ralph Lauren ($3,094 млрд.) год назад в топ-100 не вошли, но их стоимость за отчетный период при этом также снизилась – на 7 и 6% соответственно. Впрочем, один бренд, присутствовавший в прошлогоднем рейтинге, – Hermes – все-таки подорожал на 1%, до $4,6 млрд.
По собственной запатентованной методике Interbrand оценивает стоимость торговых марок публичных компаний, исходя из их финансовых показателей. Обязательное условие для попадания в ежегодный глобальный рейтинг – владелец бренда должен вести бизнес минимум на трех континентах, получая не менее трети выручки за рубежом.