Рост числа пользователей интернета делает этот рынок все более и более перспективным. Растет и число сайтов. На сегодняшний день их более десятка тысяч. Выделиться среди всей этой массы очень сложно. Одним из продуктов, позволяющих привлечь внимание, является виджет.
Виджет – это типовой элемент интерфейса сайта, он может быть представлен в виде информера – в виде трех строк самой свежей информации на сайте, курсов валют, погоды, программ телепередач, или даже просто цитат или афоризмов.
Чем интереснее сайт, тем больше на нем посетителей, а значит и выше интерес рекламодателей. Виджеты, конечно, привлекают внимание пользователей, особенно если они полезные, яркие, интересные. Например, тот же конвертер валют. Можно мгновенно пересчитать какую-то сумму денег, допустим в тенге, в евро, долларах, рублях по рыночной цене или по ставке Нацбанка Казахстана. Такой виджет можно найти, перейдя по ссылке https://fin.zakon.kz.
Кроме того, если твой виджет интересный и такого больше ни у кого нет, то его может поставить у себя более крупный сайт. Тогда посещаемость за счет пользователей этого сайта увеличится. Это взаимовыгодный процесс для обеих сторон.
Однако пока интернет-рынок недостаточно развит, и целесообразность создания сложных продуктов совсем не очевидна.
Особый интерес казахстанские виджеты представляют для российского агрегатора Яндекс, они хотят, чтобы их пользователь в интернет-пространстве «летел по приборам или по пачке «Беломора». За два месяца на Яндекс.kz уже висит 36 казахстанских виджетов. Подавляющее большинство из них – это простые информеры. Казахстанские эксперты и профессиональные участники рынка считают, что это такая тенденция – увеличение простых виджетов будет продолжаться. Сложные делать – нецелесообразно.
«Виджет – это борьба за рекламодателей. Крупных ресурсов, готовых покупать такие продукты и выставлять на своих страницах, в Казахстане на пальцах двух рук можно пересчитать, а если более строго подходить, то только на одной. Тогда возникает вопрос, для кого стараться», – говорит Александр Ляхов, сопредседатель оргкомитета конкурса AWARD.kz, владелец и главный редактор информационно-просветительского портала Lyakhov.KZ.
По его словам, виджет – это программный продукт и делать его достаточно сложно. Если продукт простой, например, информер, то тут больших затрат нет. Тем более на рынке уже много наработок по созданию таких продуктов, как правило, он делается на основе существующего контента, создаваемого сайтом. Но даже на столь простые виджеты – первоначально тратилось какое-то время.
Существуют более сложные виджеты – калькуляторы ипотеки или другого банковского продукта. В мечтах у любого крупного туристского сайта иметь калькулятор, который позволяет пользователю рассчитать, исходя из финансовых возможностей, страну, в которую можно поехать, учитывая такие нюансы как «звезды» в отеле, наличие пляжа и т.д. Создание такой сложной программы, соответственно, займет довольно продолжительное время, и стоит весьма дорого.
По словам Софьи Булановой, генерального директора творческой группы «Весна», компании, которые готовы делать продукты с постоянно обновляющейся информацией, – есть. При разработке таких ресурсов выступают часто 2 компании – компания – владелец проекта и компания – разработчик.
«Как компания-разработчик, мы уже разработали несколько подобных проектов «сборников» по обновляющейся информации: www.kurs.kz, www.karierist.kz, www.business-online.com, www.asiastroy.kz. Сложность поддержки информации в актуальном состоянии зависит от вида информации. Но, конечно, это в любом случае занимает определенное время. Что касается технической стороны разработки – качественная разработка таких ресурсов занимает 3-4 месяца и выполняется профессиональными разработчиками в составе 4-6 человек как минимум, состоит из стадии проектирования, разработки, тестирования, запуска в эксплуатацию и последующих периодических постоянных улучшений», – отмечает глава «Весны».
«Кроме создания самой программы необходимо постоянно обновлять контент для виджета. Например, если речь идет о валютном конвертере, то там должна периодически обновляться информация о курсе всех валют», – пояснил г-н Ляхов.
Но даже простые виджеты могут серьезно увеличивать аудиторию, если информация на них пользуется спросом. Например, на рынке рекрутинга, который в период кризиса и роста безработицы пользуется особой популярностью. По данным Ерлана Онгарбаева, директора компании Edwill Consult, на рынке рекрутинга работает более десятка сайтов, некоторые из них открылись очень давно и пользуются лояльностью у накопившейся за эти годы аудитории. Посещаемость у таких сайтов довольно высокая. Однако редко кто из посетителей задумываются над такими качественными показателями сайта как количество вакансий. Порталам, только сейчас пришедшим на рынок, приходится поработать локтями, чтобы завоевать свою долю на рынке. Виджет – всего один из способов, позволяющих достичь притока аудитории.
«Сейчас посредством разных меркетинговых ходов, в том числе и виджетов, рекрутинговому сайту karerist.kz удалось увеличить количество посетителей в сутки до 2,5-3 тысяч человек, несмотря на то, что мы начали работать с апреля 2009 года», – заключил г-н Онгарбаев.