Компании освобождаются от своих ритейл-бизнесов
Компания PPR SA освобождает себя от ритейл-бизнеса во Франции, чтобы полностью сфокусироваться на мировых потребительских и люксовых брендах, таких как Yves Saint Laurent и Puma, пишет Wall Street Journal. Эта компания не одинока в стремлении переделать свой розничный бизнес.
Франсуа-Анри Пино, глава PPR SA, планирует продать ритейл-отделения компании в Европе, включая популярный магазин электроники Fnac и мебельные магазины-дискаунтеры Conforama. В интервью Wall Street Journal Пино рассказал о своем взгляде на успешный бизнес.
«У нас есть самая главная слабость – ритейл. Это бизнес, который нельзя быстро развивать за рубежом, потому что потребителю требуется много времени, чтобы проникнуться любовью к незнакомому имени», – заявил г-н Пино. От продажи французских магазинов Пино может выручить около 4 млрд. евро ($6 млрд.). Эти деньги Пино хочет использовать, чтобы создать новые бренды одежды и аксессуаров. Компания планирует заработать около 1 млрд. евро за счет листинга своего африканского подразделения потребительских товаров.
Для PPR, где доля семьи Пино составляет 41%, выход из ритейла означает отказ от бизнеса, который принес половину доходов от общего объема продаж на 20 млрд. евро в прошлом году. Одна из самых динамично растущих компаний среди голубых фишек французского фондового рынка PPR отказывается от большой части своего бизнеса, чтобы заработать мировое признание.
Надо отметить, что PPR не одинока в своих попытках переделать собственный розничный бизнес. Магазины Wal-Mart и Gap охотятся за покупателями, которых отпугнул высокий уровень безработицы по всему миру. Многие розничные продавцы снизили цены, но дискаунтеры, такие как Wal-Mart, Ikea, Gap Old Navy серьезно опередили своих конкурентов. Но проблема с ритейлом в том, что это бизнес для местного применения. Пусть франшиза Wal-Mart простирается от Чили до Великобритании, три четверти продаж компании совершаются в США, магазины Fnac компании PPR открыты во многих странах от Европы до Бразилии, но 70% продаж приходится на Францию.
Тем не менее, розничный бизнес – груз на доходности. Так, за первое полугодие PPR с помощью ритейла заработал по 1,7-3,3 цента на доллар. Тем временем люксовое направление принесло по 18,6 центов на доллар.
Конечно, новая стратегия Пино несет в себе риски. Упор на Gucci Group, включающую в себя бренды Bottega Veneta и Boucheron, происходит в момент, когда сектор люксовых товаров находится в упадке. Продажи Gucci Group в третьем квартале снизились на 6,4% по сравнению с 4,6% роста за тот же период прошлого года.
Между тем, признанный лидер в производстве программного обеспечения корпорация Microsoft рассматривает возможность запустить собственную розницу в России в конце 2010 года. Как сообщает РБК daily, салоны будут открываться в крупнейших городах РФ, проект будет носить в первую очередь имиджевый характер. В условиях усиления конкурентной борьбы такие способы продвижения услуг важны для компании, считают аналитики.
«Открытие Microsoft собственной розницы нужно рассматривать не столько как развитие еще одного канала продаж, а как дополнительную поддержку маркетинговой активности. Если в магазинах можно будет получить грамотную консультацию и сервисное обслуживание, ознакомиться и протестировать новые продукты и технологии, это, безусловно, поможет Microsoft продавать больше через другие каналы продаж», – считает президент «Евросети» Александр Малис.
Татьяна Минькова, аналитик ИК «Финам», полагает, что «скорее всего компания откроет небольшие магазины, в таком случае удастся уложиться в среднем в сумму $500 тыс. на один магазин».
Напомним, что аналитики «ВТБ Капитала» прогнозировали, что в 2009 году сокращение потребительского спроса в России приведет к замедлению роста оборота розничной торговли до 8,8% (10,4% – в сегменте продовольственной розницы и 7,5% – в сегменте непродовольственных товаров) против 25% в 2003-2008 годах. «Розничным сетям придется пересмотреть свои бизнес-модели, что в первую очередь предполагает более тщательный анализ тенденций потребительского спроса и оперативную корректировку ценовой политики», – сообщили эксперты.
Хотя продовольственная розница более устойчива к влиянию кризиса, аналитики ожидают изменения потребительских предпочтений в пользу более дешевых (а, следовательно, – менее рентабельных) продуктов.