Состояние рынка детских товаров в Казахстане и России
Мировой финансовый кризис, как известно, оказал свое негативное влияние на все отрасли экономики подавляющего большинства стран мира. Но итоги 2009 года свидетельствуют, что бывают у правила и исключения.
Так, по данным агентства Step by step, в 2009 году россияне не стали сокращать расходы на детей. Продажи детских товаров в России превысили $16 млрд., тогда как в 2008 году составляли $11 млрд. В данную сумму входит и $1,5-2 млрд. годового объема российского рынка игрушек, отмечает журнал «Секрет фирмы». Правда, на продукцию известных брендов приходится лишь $300-400 млн., остальное – no name из Юго-Восточной Азии.
В целом казахстанский рынок товаров для детей на сегодняшний день также показывает отсутствие спада. Рост объемов продаж в 2009 году был обусловлен, в первую очередь, налаживанием работы и продвижением брендов, которые появились на рынке в 2007-2008 годах, именно за этот период только сеть детских гипермаркетов «Городок» и компания «Интертрейд» привлекли на рынок более 40 брендов с мировым именем. Благоприятно на рынке сказался и рост уровня рождаемости, который значительно влияет на объем продаж товаров для новорожденных: колясок, кроваток, одежды.
Однако родители стали избирательны в выборе товаров для детей – такова тенденция в 2009 году, и, по прогнозам специалистов, она укрепится и в текущем году. Многие родители отдают предпочтение более качественным, функциональным и безопасным игрушкам. Однако такое перераспределение не повлияло на средние расходы семьи на ребенка в возрасте до 12 лет, которые сохранились на уровне 6% от годового дохода семьи.
По данным сети гипермаркетов «Городок», средний чек в магазинах детских товаров в Казахстане варьируется в зависимости от региона и возраста ребенка. Так, например, средний чек при рождении ребенка гораздо выше чека на ребенка в возрасте 5-6 лет. Это обусловлено значительным различием потребностей ребенка на каждом этапе его развития. К слову, по сообщению журнала «Секрет фирмы», размер среднего чека в детских магазинах сети «Сказка» составляет 2,5 тыс. руб.
Рынок детских товаров имеет свою специфику – значительное различие потребностей в зависимости от возраста ребенка. Так, например, в первые годы жизни наибольшим спросом пользуются крупногабаритные товары (коляски, кроватки) и товары повседневного спроса (детское питание, подгузники). В возрасте от 2-5 лет популярны развивающие игры, игрушки начинают делиться по половому признаку. А в возрасте старше 5 лет становятся популярны конструкторы и интерактивные игрушки.
По оценке Дениса Славиковского, руководитель отдела маркетинга ТОО «Интертрейд», в 2010 году ожидается появление новых игроков ввиду ограниченной емкости рынка, большим расстояниям между населенными пунктами и растущим запросам родителей на функциональные и качественные игрушки. Также в этом году может произойти бурное развитие интернет-магазинов, и лидерами в данной области станут те, которые будут иметь возможность доставлять товары в регионы.
Г-н Славиковский говорит и о том, что родители в 2010 году будут отдавать свое предпочтение крупным гипермаркетам с полным спектром необходимых товаров для детей на любой возраст, выбирать только те товары, в качестве и безопасности которых они будут уверены. Также родители будут выбирать наиболее функциональные игрушки. Претерпит изменение и ассортимент игрушек. В 2010 году мировые производители будут делать упор на функциональность, интерактивность и, самое главное, – безопасность производимых игрушек.
Между тем, отметим, что в эти дни в Нюрнберге (Германия) проходит 61-ая Международная выставка игрушек. Это ведущая мировая ярмарка в области товаров для детей. Казахстан на ней не представлен.
Одновременно с выставкой проходит 1-ый Международный конгресс производителей игрушек, где Станислав Наумов, заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации, рассказал о стратегии России в развитии этой и других социально-значимых отраслей, о мерах защиты отечественного рынка от некачественной и контрафактной продукции, о необходимости ускорить гармонизацию стандартов в сфере детских товаров и значимости сотрудничества с европейскими партнерами. Особое внимание было уделено проекту создания специализированного промпарка в одном из регионов России, где уже в ближайшие три года стартуют первые десять производств. Предполагается, что минимальный объем инвестиций в каждое отдельное производство должен составлять 3 млн. евро. Таким образом, при создании 10 производственных мощностей общий объем инвестиций составит порядка 30 млн. евро. По словам г-на Наумова, в таком парке «будет производиться от 4 до 11 категорий товаров (игры и игрушки, спортивные товары, товары для новорожденных, реабилитационные товары и т.д.), что составит порядка 500-800 видов товаров для детей».