но показатели его эффективности оставляют желать лучшего
Ситуация с малым и средним бизнесом в Казахстане улучшается как с точки зрения фактов роста, так и в отношении оценки социально-политической обстановки в республике. К такому выводу пришли организаторы масштабного исследования, проведенного фондом развития предпринимательства «Даму».
По результатам исследования была сформирована общая картина состояния малого и среднего бизнеса в Казахстане. Как отмечает Булат Мукушев, председатель правления ФРП «Даму», малый и средний бизнес (МСБ) в республике стал массовым явлением. Об этом говорит, в частности, то, что с 2001 по 2009 год в организационно-правовой структуре малого бизнеса доля юридических лиц сократилась в 1,8 раза, в то время как доля индивидуальных предпринимателей увеличилась в 1,4 раза. При этом объем выпускаемой субъектами малого бизнеса продукции возрос почти в 4 раза.
Примечательно и то, что у малого бизнеса в нашей стране женское лицо. Более 60% индивидуальных предпринимателей составляют представительницы женского пола. Предприниматели в подавляющем большинстве (более 50%) – это люди в возрасте старше 40 лет и 3/4 всех предпринимателей имеют либо высшее, либо средне-специальное образование. Таков портрет современного казахстанского предпринимателя.
По словам Леонида Гуревича, президента Центра бизнес-информации, социологических и маркетинговых исследований BISAM Central Asia, главным достижением проведенной работы является обнаружение основных сложившихся стереотипов о бизнесе в нашей республике. Среди первых подобных стереотипов исследователи называют то, что предпринимательство свидетельствует о благотворной работе государства по поддержке МСБ. Хотя в этом отношении существует одно весомое «но». Безусловно, предпринимаемые государством шаги в целом нацелены на создание наиболее благоприятной атмосферы для создания и развития бизнеса, но на местах зачастую данная инициатива Правительства РК не находит поддержки. Чиновники на местах в большинстве случаев пренебрегают инициативами государства. Такое положение вещей г-н Гуревич назвал «социально-психологическим онтогенезом». Предприниматели, особенно в малых городах и селах, продолжают постоянно испытывать на себе произвол местных чиновников. Показательно в связи с этим специальное изучение категории предпринимателей, вынужденных прекратить или намеренных прервать свой бизнес. Основными причинами этого являются факторы конкурентной среды и внутреннего развития бизнеса. Однако 18% из числа тех, кто решил закрыть свое дело, в качестве основных причин назвали давление и вымогательство со стороны местных контролирующих и регулирующих органов.
В то же время согласно исследованию, предприниматели высоко оценивают работу государства в период мирового финансового кризиса. Но вновь благие намерения на деле оказались еще одним препятствием на пути развития. Так, в ходе проведения исследовательского проекта выяснилось, что существует немало фактов искажения принципов государственной поддержки предпринимательства банками второго уровня. В предпринимательской среде сложился стереотип, что местные отделения банков стали более коррумпированными, чем госорганы. Банки отказываются вести государственные программы и навязывают свои условия предпринимателям.
Казахстанские бизнесмены также высоко оценивают и проведенную налоговую реформу, однако в значительной своей части убеждены, что она не повлияла на практику налогового администрирования. Так, 50% респондентов ответили, что ситуация в налоговой сфере в республике улучшилась, 43% считают, что она не изменилась, а 4% заметили ухудшение положения вещей в данной сфере.
Леонид Гуревич отмечает и тот факт, что в Казахстане «возник потенциал сдерживания участия предпринимательства в государственных программах». В первую очередь, это связано с тем, что в самом начале участия или даже на подступах к участию в госпрограммах предприниматели становятся объектом повышенного внимания государственных контролирующих органов, непрерывных проверок.
Несмотря на нарекания со стороны казахстанского предпринимателя, в большинстве своем отношение у бизнесменов к государству носит иждивенческий характер. Г-н Гуревич даже назвал его «нездоровым утилитаризмом». В рейтинге проблем бизнеса респонденты на первое место поставили недостаток финансовых ресурсов, 47% опрошенных отметили в качестве наиболее важной проблемы нехватку собственных финансовых средств, примерно столько же, 46,9% – трудности с получением кредитов. То есть проблемы внутреннего характера не столь сильно волнуют наших бизнесменов. Проблема нехватки квалифицированных кадров или недостатки менеджмента – все это лишь вторично для казахстанских предпринимателей. Возможно, данное обстоятельство в большей мере обусловлено именно сложным финансовым положением людей, работающих на себя, а не их патерналистским отношением к государству.
В целом, при всех трудностях и проблемах, казахстанский малый и средний бизнес настроен позитивно. Исследование в значительной степени опровергло широко распространенные в научных, политических и общественных кругах утверждения о господстве упаднических настроений в среде массового предпринимательства. О ясных перспективах своего бизнеса заявили более 47% опрошенных, более 70% респондентов намерены в той или иной степени увеличить масштабы своей предпринимательской деятельности, более 59% ищут пути диверсификации бизнеса, и лишь 12% опрошенных намерены сократить свой бизнес.
Представители ФРП «Даму» заявляют, что «предприниматель еще не занял достойного места в нашем социуме, но уже сегодня казахстанский бизнес сосредоточил в своих рядах наиболее активную и динамичную часть общества».
Не стоит забывать и о том, что коренным образом изменился имидж предпринимателя среди широких слоев населения республики. Более 75% опрошенных предпринимателей убеждены, что отношение общества к бизнесу существенно улучшилось. В массовом сознании перестали доминировать стереотипы «предприниматель – это спекулянт» или «бизнес не бывает честным».
Сегодня по доле малого бизнеса в общем числе субъектов предпринимательства Казахстан сравнялся с развитыми странами, однако по показателям эффективности малого предпринимательства все еще значительно отстает.
Так, в нашей республике доля производительности МСБ составляет всего 22,9%. Данная цифра наиболее показательна, если ее сравнивать с этим же коэффициентом, но в других странах мира. В Польше доля производительности малого и среднего бизнеса равна 49%, в Германии – 82%, а в США – 103%. Это обусловлено, по словам специалистов фонда развития предпринимательства «Даму», как объективными причинами исторического, геополитического, макроэкономического характера, так и факторами законодательства, государственной политики, правоприменительной практики, местного администрирования. Не последнюю роль играют здесь и сложившиеся стереотипы массового сознания, детально изученные в процессе проведенного исследования.