В будущем пассажирооборот будет на докризисном уровне
Эксперты Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) отмечают, что для возврата к докризисным уровням пассажирооборот должен повыситься еще на 1,4%, а объем грузоперевозок должен увеличиться на 3%. Однако отрасль авиаперевозок в Казахстане в ближайшие два-три месяца не сможет вернуться к уровням трафика, который отмечался до кризиса. Об этом «Капитал.kz» рассказала Белла Тормышева, директор по связям с общественностью АО «Эйр Астана».
В целом, за прошедшие три месяца в мировых авиаперевозках наблюдается значительный рост. По данным IATA, пассажирооборот мировых авиакомпаний в феврале текущего года увеличился на 9,5% по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года. Кроме того, объем грузоперевозок вырос на 26,5%. Что касается пассажирооборота европейских авиакомпаний, то он показал слабый рост – 4,3%, у ближневосточных авиакомпаний наблюдался наиболее высокий рост – 25,8%. Североамериканские перевозчики увеличили пассажирооборот на 4,4%, компании Азиатско-Тихоокеанского региона – на 13,5%, Латинской Америки – на 8,5%, Африки – на 9,8%.
На казахстанском рынке ситуация в сфере авиабизнеса также заметно улучшается. По данным отечественной авиакомпании «Эйр Астана», в феврале 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года пассажирооборот увеличился на 8% и составил 152 517 пассажиров. Объем грузовых перевозок в феврале 2010 года составил 1075 тонн, за аналогичный период прошлого года – 830 тонн груза.
Большинство российских и зарубежных авиакомпаний отмечают тенденцию в пользу увеличения. Российское федеральное агентство воздушного транспорта обнародовало результаты работы отрасли за два первых месяца 2010 года. Среди авиакомпаний Российской Федерации самые высокие результаты показала авиакомпания «Трансаэро». Кроме того, она заметно увеличила темпы роста и свою долю на рынке пассажирских перевозок. Всего в январе – феврале 2010 года пассажирооборот «Трансаэро» увеличился на 70,4% по сравнению с двумя первыми месяцами 2009 года. Число перевезенных пассажиров выросло на 73,4% и составило 774 966 человек.
Февраль нынешнего года характеризовался приростом пассажирооборота в одних компаниях и сокращением в других. По данным сайта Aviation Explorer, авиакомпания KLM подвела итоги своей работы в феврале 2010 года. Согласно заявлению компании, сильное влияние на ее работу в данном месяце оказали неблагоприятные погодные условия, а также четырехдневная забастовка французских авиадиспетчеров. Воздействие этих факторов оценивается примерно в 22 млн. евро. Кроме того, в феврале группа Air France-KLM перевезла 4,8 млн. пассажиров, что ниже на 2,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Бизнес грузоперевозок также попал в зависимость от погодных условий, поэтому коэффициент загрузки составил 70,8%.
В целом авиабизнес переживает не самые плохие времена, но все же пока экспертам в IATA не приходится говорить о его полном восстановлении. Загруженность рейсов мировых авиакомпаний на пассажирских рейсах составила в прошлом месяце 75,5%. Что касается казахстанского авиарынка, то в ближайшем будущем произойдет его полная реабилитация. «Можно сказать, что в последние несколько месяцев произошла стабилизация пассажиропотока и ожидается его дальнейшее увеличение», – говорит г-жа Тормышева.
Сфера авиатранспортного бизнеса остается привлекательной. Так, к примеру, произошла самая крупная сделка Boeing за последние полтора года, пишет Lenta.ru. Австралийская авиакомпания Virgin Blue заключила договор о приобретении 105 самолетов Boeing 737. Портфель состоит из 50 подобных заказов и опциона еще на 20 лайнеров. Кроме того, он предусматривает преимущественное право на покупку еще 35 самолетов. Однако ее сумма официально не разглашается. По прогнозам экспертов, если исходить из средних цен на Boeing 737, то она должна составить $8,1 млрд.