Поиграв за свою непродолжительную карьеру в профессиональном казахстанском баскетболе в трех клубах, она полтора года назад вошла в состав нашей национальной команды, а вскоре стала капитаном сборной страны. О том, как в условиях развития нашего женского баскетбола пройти путь от начинающей баскетболистки до лидера национальной команды и сильнейшего клуба Казахстана «Тигры Астаны» Анастасия Алишаускайте рассказала «Капитал.kz» в эксклюзивном интервью.
– Почему ты выбрала баскетбол, когда впервые взяла в руки мяч, и чем этот вид спорта лучше других?
– Началось все с раннего детства. Во многом мой выбор профессии определила профессия моего отца, который всю жизнь увлекается спортом, и в наибольшей степени баскетболом. Он играл за городскую и областную баскетбольные команды. Можно сказать, что по родительским стопам пошла.
– А откуда ты родом?
– Родилась в Сарани. Там и начала играть.
– Отец в Литве родился?
– Нет. Дедушка, по-моему, из Литвы. Я сама только один раз была в той стране. В паспорте у меня написано: литовка. Но я – русская (смеется).
– Наверное, во дворе начала карьеру? Смотрю на тебя на площадке и вспоминаю свое детство, которое проходило на заре суверенного Казахстана, и буквально вижу, как ты, или такая, как ты девчонка бегает по асфальтовой площадке с двумя неказистыми, выгнутыми из проволоки кольцами…
– Не-ет (смеется). Не так все было. Во дворе я не бегала. Меня сразу отец в 9 лет привел в секцию, где я и узнала, что такое баскетбол.
– Другими видами спорта занималась?
– Вообще, нет. Думала о плавании, но – не заладилось. В баскетболе меня все время пытались убедить в том, что я не гожусь для этого вида спорта из-за своего небольшого роста, но я старалась не поддаваться на провокации и делать свое дело.
– О том, что можешь стать профессиональной баскетболисткой, задумалась в Сарани?
– Мне было 13 лет, когда меня пригласили тренироваться в Павлодар. В этом городе была взрослая команда, и там решили создать молодежную подготовительную команду на базе основной. В этот коллектив пригласили и меня. Тренер из Балхаша Лариса Будник заметила меня на одном из соревнований и сказала мне, что есть такая перспектива. Таких девочек, как я, собирали в основном из Карагандинской области, но и из других городов Казахстана.
– Ты сама не могла принимать решение. Что сказали твои родители?
– Мама была категорически «против» – сразу сказала, что я никуда не поеду. Но решающее слова сказал папа, который сразу был «за». Он тогда смело сказал: пусть едет, может быть, это ее шанс. А если не понравится – вернуться домой всегда можно.
– И как тебе жилось без родителей?
– Плакала все время (смеется), домой просилась. Но со временем свыклась, освоилась, стало что-то получаться, и я начала стремиться к большему. Играла за юношеский состав «Иртыша».
– Как долго продлился этот этап твоей жизни?
– Года 4, наверное. В 16 лет девчонок из нашего фарм-клуба стали потихоньку подтягивать в основную команду, кому две минуты дадут сыграть, кому четыре.
– Но ты в это время уехала из Павлодара. Почему?
– Одна причина была у этого. Мягко говоря, мы не сошлись характерами с руководством «Иртыша». С одной стороны, мешали мои амбиции, максимализм, с другой – я реально чувствовала, что ко мне нечестно относятся. Вот и ушла… Ларису Будник, которая меня «привезла» в Павлодар, пригласили работать в Астану, и я поехала за ней. У Ларисы, кстати, тоже был конфликт с руководством «Иртыша». Даже можно сказать, что меня ни во что не ставили в Павлодаре.
– И все же, какова главная причина твоего отъезда из Павлодара?
– «Иртыш» к тому времени выступал в российском чемпионате, в суперлиге «Б», в суперлиге «А». Я уже попала в основной состав, но сидела постоянно на лавочке. И, не имея игровой практики, нисколько не совершенствуясь, я решила уехать. Сейчас я думаю даже, что «Иртыш» – вообще не моя команда, я не могла себя найти в ней.
– Как началась твоя карьера в Астане?
– Астана была не сразу. То есть из Павлодара я переехала в Астану, но сначала в течение одного сезона я играла в аренде у кокшетауского «Окжетпеса». Там я играла за основную команду. А через год я приехала в Астану.
– А в Астане есть доморощенные баскетболистки?
– Нет. Все девушки, играющие за столичную команду, либо приезжие из других стран, либо из других казахстанских городов. То есть я была в привычной среде. Все девчонки из команды были такие же, как я.
– А сегодня в Астане есть детская подготовительная группа, которая готовит местных девочек?
– Да. Сейчас в Астане занимаются девочки в возрасте 14-15 лет. Есть и новая группа, в которой играют 13-летние девочки.
– Клуб «Алматы» не приехал на заключительный тур регулярного чемпионата Казахстана в Павлодар. Из-за этого руководители клубов и Федерации баскетбола Казахстана запланировали проведение «Матча всех звезд», в котором казахстанские девушки сыграли бы против выступающих в наших клубах иностранок. Почему эту игру отменили?
– Перспектива этой игры вообще была мимолетным слухом. Но очень быстро этот слух утих, и планы о проведении такого матча сошли на нет.
– Почему, как ты думаешь?
– Организации достойной не было. Такой матч проводился среди мужчин – и там участники определялись путем голосования на сайте федерации. У нас все происходило очень спонтанно. Наверное, поэтому матч и не состоялся.
– Есть мнение, что проведение такого матча было не выгодно руководству «Тигров Астаны», которое не обладает большим количеством доморощенных баскетболисток…
– Ну, да… в этом есть смысл. Если бы играли казахстанки с иностранками – то получился бы матч воспитанниц «Иртыша» с игроками Астаны, потому что основная часть легионеров выступает за столичный клуб. За Павлодар играет только одна девушка из Узбекистана, и две легионерки в «Окжетпесе». Все остальные иностранки в Астане. А мне было приятно сыграть такую игру, потому что я встретилась бы на площадке с теми девочками, с которыми вместе воспитывалась в Павлодаре.
– Трений не возникло бы?
– Какие трения? Я дружу с девчонками из Павлодара и Кокшетау, с которыми вместе когда-то играла. Мы даже после туров встречаемся с соперницами и обсуждаем новости, даже в кафе с мороженым можем посидеть. Было такое, что мне, астанчанке, звонят после тура в Павлодаре игроки «Иртыша» и зовут в кино. Это для нас нормально. Для нас вся эта баскетбольная инфраструктура важна не настолько, насколько простые человеческие отношения, ведь многие из нас – еще дети.
– В прошлом году в женском баскетбольном чемпионате Казахстана играли пять клубов, в нынешнем сезоне – всего четыре команды-участницы. Что будет дальше?
– Страшно подумать. Причина этого понятна и проста. Почему на тур в Павлодар не приехала команда «Алматы»? – не хватило денег. Наверное, так серьезно ударил по нашему баскетболу кризис. Думаю, и костанайская команда могла бы играть в чемпионате Казахстана, но у них тоже проблема с финансированием.
– Если бы сегодня волшебным образом нашлись деньги для всех желающих участвовать в женском чемпионате Казахстана по баскетболу по всем областям, сколько бы нашлось желающих и способных? Мне кажется, все равно было бы два клуба, которые разыгрывают «золото».
– Если бы были деньги, можно было бы приглашать легионеров. На данном этапе развития казахстанского баскетбола приглашать иностранцев – просто необходимость. Нашим маленьким девочкам нужно у кого-то учиться, а стимул в виде более-менее зрелищного внутреннего первенства просто необходим. Я надеюсь, что мы, несмотря ни на что, к этому придем.
– Есть такие казахстанские баскетболистки, которые в данное время играют в иностранных чемпионатах?
– Насколько мне известно, – нет.
– А регламент чемпионата Казахстана не вызывает вопросов?
– Вызывает! Иногда задаешься вопросом, ради чего мы играем четыре тура, если судьба все равно решается только в течение одной недели в конце чемпионата. Если кто-то скажет, что так определяется победитель, который выбирает место проведения «финала четырех», то, мне кажется, этого победителя нужно выявлять, максимум, в течение одной недели, в регулярный чемпионат для чего-то другого…
– А в чем главный минус действующей системы?
– Очень просто. Команда отыгрывает регулярный чемпионат посредственным составом – занимает четвертое место, а к «финалу четырех» на одну неделю привлекает несколько легионеров и становится совершенно другим коллективов. Это что?
– В заключительном туре чемпионата твоя команда проиграла «Иртышу». Но это поражение никак не сказалось на шансах твоей команды на итоговое «золото». Лично ты тому поражению сильно расстроилась?
– Конечно. Я не люблю проигрывать. А разве есть человек, который это любит? Дело в другом: это поражение ничего не значило для нас с турнирной точки зрения – и это не правильно. Если нет мотивации – нет чемпионата.
– Кроме привлечения денег, спонсоров, руководителей областей, как-то можно повысить зрелищность чемпионата? Может быть, стоит изменить схему, регламент турнира?
– Нужно большее количество команд и необходима разъездная система. Во-первых, мы не привыкали бы к одному и тому же сопернику, а, во-вторых, постоянно пребывали бы в игровом тонусе, а не выпадали из режима на целый месяц. Надо, как минимум, играть раз в неделю.
– Следовательно, пока в стране нет возможности создать большое количество команд, перспектив у женского баскетбола нет?
– В прошлом году наша женская сборная выступала в балтийской лиге. Этот турнир уже обеспечивал нам хоть какое-то разнообразие. А если клубные команды смогут выступать в зарубежных чемпионатах – это для нынешней ситуации вообще будет хорошо.
– Пару лет назад «Иртыш» играл в российском чемпионате. Почему эта практика приостановилась, на твой взгляд?
– Не знаю. Наверное, нехватка средств.
– Тебе хотелось бы, чтобы твоя команда «Тигры Астаны» выступала в чемпионате России?
– Конечно (пребывая в секундной эйфории). И мне неважно, будем мы играть в суперлиге «Б» или «А». Неважно, какой это будет дивизион. Нам просто нужна игровая практика. Наш клуб иногда играет товарищеские встречи с российскими клубами, и я вижу, что это дает свой результат.
– Не боишься устать, если будешь играть по 50 игр в год в двух чемпионатах?
– Боюсь (смеется). Но я очень этого хочу. Я пришла в баскетбол не для того, чтобы прозябать на одном уровне. Мне, как и многим другим девочкам, я уверена, хочется совершенствоваться. Иначе, зачем это все?!
– У некоторых тренеров клубов чемпионата Казахстана – не будем называть имена – часто появляются претензии к судейству, и чаще всего говорят, что подсуживают «Астане». Ты что-нибудь похожее замечала?
– Я знаю, что Астану не любят. И мужская, и женская баскетбольные команды из Астаны – многолетние чемпионы Казахстана – но большого количества болельщиков Астана так и не нажила. Странно, мне кажется.
– Встречи принципиальных соперников в женском чемпионате «Иртыша» и «Тигров» постоянно обслуживает одна и та же бригада арбитров. Почему не пригласить других судей?
– Да в Казахстане просто очень мало квалифицированных рефери – дефицит (смеется).
– А почему нельзя пригласить иностранных арбитров – ведь они точно будут нейтральны и прибавят внимания к чемпионату?
– Может быть, это очень дорого? Не знаю.
– А я слышал, что руководители одного из клубов чемпионата Казахстана постоянно настаивают на привлечении к обслуживанию игр нашего чемпионата российских арбитров. И даже готовы помочь оплатить их работу…
– Если честно, первый раз об этом слышу.
– Но ты лично когда-нибудь замечала, что твоей команде подсуживают? Вот – должны отдать мяч соперницам, а им – дают фол?
– Бывает, конечно. Но это не систематичное явление, имеющее случайный характер.
– Почему твоя команда в качестве места проведения «финала четырех» выбрала Кокшетау, а не Астану?
– В Астане просто нет хорошего зала. Думаю, лучший зал в стране оборудован в Павлодаре. Но нам невыгодно играть на площадке прямых конкурентов – поэтому Кокшетау.