Надо ли брать в расчет корпоративную этику?
Вне зависимости от того, к какой отрасли принадлежит компания, перед руководством всегда встает вопрос этики ведения бизнеса. Можно уважать государственные законы, быть законопослушными и соблюдать общепринятые моральные нормы, или пренебрегать ими, как это делают, например, «черные» или «серые» компании.
Существует мнение, что компании с иностранным капиталом более законопослушны, соответственно, и деловые отношения в таких компаниях более этичны. С такой точкой зрения согласна и Салтанат Абильтаева, генеральный директор агентства Optimum Consulting Services. По ее словам, опыт агентства показывает, что иностранные компании в большинстве случаев с особой тщательностью подходят к вопросам соблюдения законодательных норм. В частности, выступая в качестве работодателя, иностранные компании чтят трудовой кодекс. Это выражается и в соблюдении всех льгот и компенсаций: по факту рождения ребенка, сокращения персонала, национальных и государственных праздников. «На моей практике не было ни одной (!) иностранной компании, которая выплачивала бы заработную плату «вчерную». Хотя не могу отрицать тот факт, что руководителям иностранных компаний приходится действовать в существующих реалиях. Поэтому не стала бы безапелляционно утверждать, что иностранные компании никогда не используют определенные коррупционные схемы в своей работе», – рассказала «Капитал.kz» г-жа Абильтаева.
Исключения есть везде. К примеру, не так давно мир потряс громкий скандал по поводу нарушения законов и этических норм, связанный с компанией Daimler.
Напомним, что американская Комиссия по ценным бумагам и биржам вместе с Министерством юстиции США выступила в адрес автогиганта с обвинениями в подкупе чиновников 22 стран мира с целью получения государственных контрактов. В частности, российским чиновникам, отвечавшим за закуп машин для государственных структур, руководство немецкого концерна выплатило более 3 млн. евро, чтобы получить контракты на продажу автомобилей общей суммой в 64,6 млн. евро. По сведениям газеты The New York Times, российские чиновники выставляли завышенные счета на покупку автотранспорта, а разницу в цене Daimler переводил на их счета в банке в Латвии. Сообщается, что использование коррупционных схем позволило автоконцерну получить не менее $50 млн. в период с 1998 по 2008 годы.
Ранее аналогичное обвинение в подкупе чиновников было предъявлено руководству компании Simens. Она также использовала схему «откатов» для сбыта продукции в странах СНГ. На взятки чиновникам в странах постсоветского пространства компания тратила по 10 млн. евро в год.
Еще один мировой гигант, уличенный в подкупе должностных лиц, – французская компания Total. Один из ее руководителей был обвинен в том, что под видом комиссионных давал взятки иностранным посредникам. Это позволило Total работать с Ираком в обход существовавшего в то время международного эмбарго.
Кстати, до конца 90-ых годов прошлого века немецкие предприниматели подкупали зарубежных чиновников на вполне законных основаниях. Взятки за заключение контрактов легально списывались в Германии с налогов как «полезные вложения». Лишь в 1999 году Организация экономического сотрудничества и развития одобрила конвенцию о противодействии подкупу иностранных должностных лиц, аналогичный документ приняла Германия.
То есть Daimler в этом ряду не первый и вряд ли последний. Впрочем, срок давности по такого рода преступлениям – пять лет. Скорее всего, на родине руководителям Daimler, замешанным в подкупе российских чиновников, ничего не угрожает.
«Каков поп – таков приход» и «рыба гниет с головы» – две русские пословицы, очень точно определяющие важный фактор соблюдения корпоративной этики. Если руководитель возглавляет компанию в течение длительного времени, то его личное отношение к моральным нормам постепенно становится позицией компании. Вероятно, что те сотрудники, которые не согласны с позицией руководителя, уходят из компании. А «приживаются» и продолжают работать те, чьи слова и дела соответствуют его приоритетам. Когда это искренне, у руководителя есть единомышленники. Но чаще сотрудники поддерживают главу компании из опасения потерять работу.
По данным компании HeadHunter, опросившей сотрудников табачной и алкогольной отраслей, в 16% случаев причиной увольнения становится этическое неприятие бизнеса компании, причем 10% респондентов не собираются возвращаться в отрасль даже при условии, что им предложат хорошее жалованье.
Считается, что в компаниях, оперирующих в условиях реальной рыночной конкуренции, выше качество менеджмента и больше порядочности в деловых отношениях. Это объясняется тем, что рынок вынуждает компании действовать честно и этично. Если нарушение деловой этики становится для компании обычным делом, то неизбежно увеличиваются ее потери: компания теряет добрую репутацию, клиентов, деловых партнеров, сотрудников. «Скорее всего, если компания пришла на рынок всерьез и надолго, то она будет «печься» о своей репутации и, соответственно, будет стремиться к прозрачным и честным отношениям с партнерами, клиентами, поставщиками», – считает г-жа Абильтаева. Однако, по ее словам, некорректно считать, что рынок вынуждает компании соблюдать моральные ценности. Рынок, особенно нестабильный, вынуждает действовать, а вот действуют компании уже по-разному: кто-то соблюдает этические нормы, а кто-то их открыто игнорирует. «Все зависит от того, насколько философия и ценности компании прописаны в Корпоративном кодексе, прочувствованы ее сотрудниками и насколько они «работают»»,– поясняет Салтанат Абильтаева.
Конкуренция не всегда «провоцирует» этичное поведение. Алма Жандаулетова, директор компании FMI Professionals, также придерживается точки зрения, согласно которой «порядочность» ни в коем случае не зависит от конкуренции на рынке. «Нельзя сказать, что монополист не может быть неэтичным. Это некорректно», – говорит она.
Однако факт остается фактом: государственные и близкие к государству структуры и компании, конкурирующие преимущественно не на рынке, имеют возможность более «гибко» относиться к выполнению общепринятых этических норм. «Без взяток жизнь невозможна. Но есть взятки явные и завуалированные»,– говорит она.
Эксперты полагают, что неэтичное отношение к сотрудникам и клиентам в компании не зависит от того, к какой индустрии относится бизнес.
«Я бы не стала выделять конкретную отрасль, хотя бытует обывательское мнение, что существует определенный риск при сотрудничестве с компаниями, специализирующимися в игорном бизнесе, в индустрии питания», – говорит г-жа Абильтаева. По ее словам, особенно негативно отношение к неключевым сотрудникам компаний. Хотя все зависит от конкретного руководителя и конкретной ситуации, в которую руководитель может попасть – из любой ситуации можно выйти, постаравшись сохранить лицо.
Совершенно ясно, что нет человека, дела которого всегда и во всем были бы абсолютно правильными. Более того, «общепринятые моральные нормы» – понятие далеко не однозначное для всех. Поэтому и не существует абсолютно «безгрешной» компании.