Начни с себя!
АВТОР

06.05.2010 • 17:57 964

Начни с себя!

Надо ли брать в расчет корпоративную этику?

Вне зависимости от того, к какой отрасли принадлежит компания, перед руководством всегда встает вопрос этики ведения бизнеса. Можно уважать государственные законы, быть законопослушными и соблюдать общепринятые моральные нормы, или пренебрегать ими, как это делают, например, «черные» или «серые» компании.

Существует мнение, что компании с иностранным капиталом более законопослушны, соответственно, и деловые отношения в таких компаниях более этичны. С такой точкой зрения согласна и Салтанат Абильтаева, генеральный директор агентства Optimum Consulting Services. По ее словам, опыт агентства показывает, что иностранные компании в большинстве случаев с особой тщательностью подходят к вопросам соблюдения законодательных норм. В частности, выступая в качестве работодателя, иностранные компании чтят трудовой кодекс. Это выражается и в соблюдении всех льгот и компенсаций: по факту рождения ребенка, сокращения персонала, национальных и государственных праздников. «На моей практике не было ни одной (!) иностранной компании, которая выплачивала бы заработную плату «вчерную». Хотя не могу отрицать тот факт, что руководителям иностранных компаний приходится действовать в существующих реалиях. Поэтому не стала бы безапелляционно утверждать, что иностранные компании никогда не используют определенные коррупционные схемы в своей работе», – рассказала «Капитал.kz» г-жа Абильтаева.

Исключения есть везде. К примеру, не так давно мир потряс громкий скандал по поводу нарушения законов и этических норм, связанный с компанией Daimler.

Напомним, что американская Комиссия по ценным бумагам и биржам вместе с Министерством юстиции США выступила в адрес автогиганта с обвинениями в подкупе чиновников 22 стран мира с целью получения государственных контрактов. В частности, российским чиновникам, отвечавшим за закуп машин для государственных структур, руководство немецкого концерна выплатило более 3 млн. евро, чтобы получить контракты на продажу автомобилей общей суммой в 64,6 млн. евро. По сведениям газеты The New York Times, российские чиновники выставляли завышенные счета на покупку автотранспорта, а разницу в цене Daimler переводил на их счета в банке в Латвии. Сообщается, что использование коррупционных схем позволило автоконцерну получить не менее $50 млн. в период с 1998 по 2008 годы.

Ранее аналогичное обвинение в подкупе чиновников было предъявлено руководству компании Simens. Она также использовала схему «откатов» для сбыта продукции в странах СНГ. На взятки чиновникам в странах постсоветского пространства компания тратила по 10 млн. евро в год.

Еще один мировой гигант, уличенный в подкупе должностных лиц, – французская компания Total. Один из ее руководителей был обвинен в том, что под видом комиссионных давал взятки иностранным посредникам. Это позволило Total работать с Ираком в обход существовавшего в то время международного эмбарго.

Кстати, до конца 90-ых годов прошлого века немецкие предприниматели подкупали зарубежных чиновников на вполне законных основаниях. Взятки за заключение контрактов легально списывались в Германии с налогов как «полезные вложения». Лишь в 1999 году Организация экономического сотрудничества и развития одобрила конвенцию о противодействии подкупу иностранных должностных лиц, аналогичный документ приняла Германия.

То есть Daimler в этом ряду не первый и вряд ли последний. Впрочем, срок давности по такого рода преступлениям – пять лет. Скорее всего, на родине руководителям Daimler, замешанным в подкупе российских чиновников, ничего не угрожает.

«Каков поп – таков приход» и «рыба гниет с головы» – две русские пословицы, очень точно определяющие важный фактор соблюдения корпоративной этики. Если руководитель возглавляет компанию в течение длительного времени, то его личное отношение к моральным нормам постепенно становится позицией компании. Вероятно, что те сотрудники, которые не согласны с позицией руководителя, уходят из компании. А «приживаются» и продолжают работать те, чьи слова и дела соответствуют его приоритетам. Когда это искренне, у руководителя есть единомышленники. Но чаще сотрудники поддерживают главу компании из опасения потерять работу.

По данным компании HeadHunter, опросившей сотрудников табачной и алкогольной отраслей, в 16% случаев причиной увольнения становится этическое неприятие бизнеса компании, причем 10% респондентов не собираются возвращаться в отрасль даже при условии, что им предложат хорошее жалованье.

Считается, что в компаниях, оперирующих в условиях реальной рыночной конкуренции, выше качество менеджмента и больше порядочности в деловых отношениях. Это объясняется тем, что рынок вынуждает компании действовать честно и этично. Если нарушение деловой этики становится для компании обычным делом, то неизбежно увеличиваются ее потери: компания теряет добрую репутацию, клиентов, деловых партнеров, сотрудников. «Скорее всего, если компания пришла на рынок всерьез и надолго, то она будет «печься» о своей репутации и, соответственно, будет стремиться к прозрачным и честным отношениям с партнерами, клиентами, поставщиками», – считает г-жа Абильтаева. Однако, по ее словам, некорректно считать, что рынок вынуждает компании соблюдать моральные ценности. Рынок, особенно нестабильный, вынуждает действовать, а вот действуют компании уже по-разному: кто-то соблюдает этические нормы, а кто-то их открыто игнорирует. «Все зависит от того, насколько философия и ценности компании прописаны в Корпоративном кодексе, прочувствованы ее сотрудниками и насколько они «работают»»,– поясняет Салтанат Абильтаева.

Конкуренция не всегда «провоцирует» этичное поведение. Алма Жандаулетова, директор компании FMI Professionals, также придерживается точки зрения, согласно которой «порядочность» ни в коем случае не зависит от конкуренции на рынке. «Нельзя сказать, что монополист не может быть неэтичным. Это некорректно», – говорит она.

Однако факт остается фактом: государственные и близкие к государству структуры и компании, конкурирующие преимущественно не на рынке, имеют возможность более «гибко» относиться к выполнению общепринятых этических норм. «Без взяток жизнь невозможна. Но есть взятки явные и завуалированные»,– говорит она.

Эксперты полагают, что неэтичное отношение к сотрудникам и клиентам в компании не зависит от того, к какой индустрии относится бизнес.

«Я бы не стала выделять конкретную отрасль, хотя бытует обывательское мнение, что существует определенный риск при сотрудничестве с компаниями, специализирующимися в игорном бизнесе, в индустрии питания», – говорит г-жа Абильтаева. По ее словам, особенно негативно отношение к неключевым сотрудникам компаний. Хотя все зависит от конкретного руководителя и конкретной ситуации, в которую руководитель может попасть – из любой ситуации можно выйти, постаравшись сохранить лицо.

Совершенно ясно, что нет человека, дела которого всегда и во всем были бы абсолютно правильными. Более того, «общепринятые моральные нормы» – понятие далеко не однозначное для всех. Поэтому и не существует абсолютно «безгрешной» компании.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Instagram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Салтанат Абильтаева этика трудовой кодекс коррупционные схемы

06.05.2010 • 17:57 964

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus