Помощь «избранному» бизнесу нарушает рыночные отношения
Финансист Мурат Темирханов считает, что государству нужно прекратить оказывать поддержку частным компаниямПрезидент Казахстана поставил перед правительством ряд задач, связанных с качеством экономического роста. При этом он отметил замедление темпов реализации реформ и затронул вопросы развития предпринимательства, защиты прав конкуренции и упорядочения деятельности квазигосударственного сектора. Касым-Жомарт Токаев сказал и о создании нового экономического курса, который даст четкое видение ключевых проблем и методов их решения. Что может способствовать достижению поставленных стратегических целей? Своим мнением по этому поводу в интервью корреспонденту «Капитал.kz» поделился независимый финансист Мурат Темирханов.
- По словам президента, важно повысить эффективность мер государственной поддержки бизнеса посредством посубъектного анализа каждого получателя помощи. Мурат Рахжанович, с вашей точки зрения, насколько такой подход будет целесообразным в плане создания равных условий для всех предпринимателей?
- По моему мнению, подход по посубъектному анализу каждого получателя государственной поддержки противоречит другой задаче – снижению роли государства в рыночной экономике Казахстана. Например, в своем недавнем выступлении президент отметил, что несмотря на то, что государство вкладывает значительные средства в субсидирование процентной ставки и гарантирование, данные меры не охватывают большинство предприятий, в результате создается неравная конкуренция, искажаются рыночные условия.
То есть сейчас власти начали признавать, что государственная поддержка бизнеса неэффективна и не приводит к повышению конкурентоспособности. С другой стороны, они собираются продолжать эту практику, и более того, теперь будут контролировать использование госпомощи у каждого получателя. Такой подход еще больше увеличит расходы госбюджета и углубит вмешательство чиновников в дела бизнеса, что продолжит снижать эффективность господдержки МСБ.
Я считаю, что государство должно вмешиваться в экономику только в тех случаях, когда частные компании в определённых секторах не могут осуществлять по разным причинам свой бизнес. При этом правительство должно выступать не участником рынка, а катализатором рыночных механизмов в данных сферах экономики. К сожалению, сегодня такая помощь «избранному» бизнесу нарушает рыночные отношения.
- Между тем было озвучено, что наша система регулирования требует качественной перезагрузки. Как вы считаете, что должно «качественно перезагрузить» систему регулирования?
- Таких примеров много и они специфичны для каждой отрасли экономики.
Например, ключевыми проблемами государственных холдингов АО «Самрук-Энерго» и АО «НК «КТЖ» являются их нерентабельность и высокая долговая нагрузка. В результате чего у них отсутствуют средства для инвестирования в обновление и развитие инфраструктурных и производственных активов.
Обе госкомпании являются лидерами в базовых инфраструктурных отраслях экономики Казахстана. Отсутствие инвестиций в их развитие может достаточно быстро привести к катастрофическим последствиям в этих секторах. В то же время инфраструктурные отрасли создают условия производству, осуществляют взаимосвязанный товарооборот и обеспечивают жизнедеятельность всей страны. Это означает, что из-за указанных проблем могут возникнуть серьезные трудности в экономике.
Главная причина этих проблем – несовершенство государственного регулирования. На сегодня в Казахстане в электроэнергетике и железнодорожной отрасли используется регулируемая модель тарифообразования, когда правительство, преследуя социальные и другие цели, командно-административным способом устанавливает тарифы без оглядки на прибыльность и необходимость в инвестициях у квалифицированных участников рынков. При этом такой подход делает невозможным приход частных инвестиций в эти секторы рынка.
Ввиду этого важнейшей структурной реформой в базовых отраслях экономики как раз и станет переход от командно-административного тарифообразования на рыночные механизмы. Также от госрегулирования следует перейти на рыночное саморегулирование участников рынка, как это принято в развитых странах.
- Насколько перспективна биржевая торговля в Казахстане?
- Трудно сказать, насколько она перспективна. По сравнению с той же Россией внутренний рынок у нас на порядок меньше, что сильно мешает успеху товарных бирж.
В то же время биржевая торговля – это важное направление для развития рыночного ценообразования, конкуренции и прозрачности в экономике.
Однако в своем выступлении глава государства имел в виду прежде всего развитие сырьевых товарных бирж. В частности, он отметил, что Россия уже давно ведет биржевую торговлю нефтью и нефтепродуктами, а также природным газом, чего в Казахстане нет.
Например, правительство требует от госкомпаний, занимающихся добычей сырой нефти и газа, на ежегодной основе поставлять часть продукции для удовлетворения энергетической потребности внутреннего рынка Казахстана. При этом цены на нефть и газ на внутреннем рынке значительно ниже экспортных. То есть за счет прибыли государственных экспортеров нефти и газа правительство субсидирует цены на бензин и другое топливо. В таких условиях не может быть речи о биржевой торговле энергоресурсами.
- На ваш взгляд, как будут решаться вопросы демонополизации и устранения административных и экономических барьеров для входа на рынок новых субъектов предпринимательства?
- Прежде всего необходимо жесткое соблюдение принципов «желтых страниц», запрещающих государственным организациям заниматься бизнесом и иметь коммерческие предприятия, оказывающие услуги или производящие продукцию, которые может предоставить частный бизнес.
Также государство должно резко ограничить свое вмешательство в рыночную экономику, сократив до нуля антирыночное регулирование и оказание поддержки МСБ.
Наряду с этим мне понравилось предложение о создании отдельного Комитета по защите и развитию конкуренции, который начнет системную и бескомпромиссную работу в этом направлении. Однако здесь опять может возникнуть проблема с реальной независимостью этого комитета от исполнительной власти.
- Также одно из поручений президента правительству было принять меры по упорядочиванию деятельности квазигосударственного сектора, в том числе за счет исключения дублирующих и избыточных госкомпаний и функций. По вашему мнению, в чем состоит основная проблема?
- Основная проблема заключается в том, что амбициозная задача по снижению доли государства в рыночной экономике была искажена правительством.
Напомню, что еще в феврале 2014 года президент поднял вопрос о снижении участия государства в экономике. В частности, он отметил, что программа «Народное IPO», запущенная в 2012 году, не была выполнена, при этом поставив четкую цель: «До 2020 года доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР – 15% от ВВП».
В то время ни у кого не было сомнений, что Казахстан по доле и роли государства в рыночной экономике значительно превышает страны ОЭСР. Между тем правительство видоизменило свои планы, и вдруг оказалось, что наша страна несильно отличается от участниц ОЭСР. Но это полностью не соответствует действительности.
Следует отметить, что для оценки доли и роли государства в экономике в ОЭСР используется PMR state control index. Данный индекс состоит из комбинации нескольких индикаторов, и один из них напрямую относится к уровню государственного владения бизнесом (Public Ownership). По этому индикатору Казахстан в 2018 году оказался на самом последнем месте из всех стран, включенных в список. Мы набрали 4,01 балла. Тогда как по всем участникам ОЭСР этот индикатор в среднем составляет – 2,15 балла, а по пяти лучшим странам – 1,35.
В этой связи, я считаю, что для ускоренного снижения данного показателя необходимо использовать PMR state control index, рассчитываемый ОЭСР на регулярной основе. Вместе с тем по каждому индикатору индекса должны быть установлены строгие планы по годам, чтобы Казахстан в краткие сроки смог выйти на баллы не выше среднего уровня.
В то же время если кабмин полностью выполнит новый план по приватизации и выстроит свою работу с госкомпаниями в соответствии со стандартами ОЭСР, то АО «ФНБ «Самрук-Казына», на которое тратятся значительные расходы, вполне можно заменить на компактное госагентство по управлению государственными коммерческими активами.
Что касается национальных холдингов АО «Байтерек» и АО «КазАгро», то, здесь, на мой взгляд, правительству нужно прекратить свое влияние, поскольку оно использует их не как «финансовые институты развития», а как прямое продолжение бюджета с директивными принципами управления. То есть сейчас решение по финансированию бизнеса принимают не профессионалы в банковском или инвестиционном деле, а правительственные чиновники. Такой подход никак нельзя назвать катализатором развития рыночных отношений в финансовом секторе.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.