Экспортный потенциал: упор на малый и средний бизнес
С какими проблемами чаще всего сталкиваются казахстанские компании?Последний опрос экспортно ориентированных предприятий выявил проблемы, с которыми чаще всего сталкиваются компании. В список самых распространенных входят сложность логистики и дороговизна транспортных расходов, несоответствие продукции международным стандартам, недостаточная информированность об условиях выхода на рынки зарубежных стран, а также о покупателях продукции.
Поэтому министерство торговли и интеграции уже начало работу по внедрению новой системы государственной поддержки – механизма акселерации экспортера. Программа позволит предпринимателям на безвозмездной основе получить помощь в интенсивном развитии компании в экспортных вопросах, а также сопровождении участника акселерации до выхода на новые рынки. Стоит заметить, что аналоги программы успешно действуют в Канаде, Австралии, России, США и Германии.
Развивая экспортный потенциал страны, министерство делает упор на малый и средний бизнес. Потому что именно эти предприниматели могут сыграть ключевую роль в развитии несырьевого торгового потенциала страны. Например, Германия является признанным «чемпионом» по экспорту и ежегодно продает товары и услуги на $1,5 трлн.
«Опорой экономики служат не автомобильные монстры и металлургические концерны, а именно малые предприятия, которые с годовым оборотом от 10 до 50 млн евро, активно представлены более чем на 20 мировых рынках. Около 1,5 тыс. малых предприятий стали лидерами среди мировых экспортеров. Достичь этого удалось в том числе благодаря государственной поддержке развития экспортно ориентированного бизнеса. В результате внедрения и апробирования экспортной акселерации к 2025 году мы рассчитываем, что в стране появятся 600 предприятий пищевой и легкой промышленности, уверенно экспортирующих свою продукцию на новые рынки», – отмечает Бахыт Султанов, министр торговли и интеграции.
В части маркетинговой поддержки за полгода существования министерства проведено более 50 мероприятий за рубежом с участием порядка 300 казахстанских компаний. По их итогам заключено 63 экспортных контракта на сумму более 114 млрд тенге или $270 млн. Для усиления взаимодействия по продвижению экспорта казахстанской продукции, установления торгового сотрудничества и заключения сделок с министерством иностранных дел заключен совместный план мероприятий. По прогнозам ведомства, указанные механизмы позволят снизить себестоимость продукции на 5-10%, а также расширить географию экспорта и номенклатуру товаров. К примеру, сейчас уже появились новые рынки сбыта. Впервые в Бангладеш осуществлена поставка оборудования военного назначения, в Италию – аккумуляторов.
«Успех производителя измеряется не только продажами на внутреннем рынке, но и его присутствием за рубежом. Казахстанские компании налаживают деловые связи с другими странами. За 2019 год 242 экспортера заключили контракты на $273 млн. В условиях высокой конкуренции отечественный продукт при поддержке государственных программ расширяет свой экспорт. На сегодняшний день для страны ключевыми рынками являются Китай и Россия, с совокупным объемом потребления $130 млрд. Главной задачей является наращивание экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью», – прокомментировал председатель правления Внешнеторговой палаты Казахстана Аян Еренов.
В 2019 году основная доля несырьевого экспорта РК приходилась на металлургию, продукцию химической промышлености и минеральные продукты от таких крупных компаний, как «Арселор Миттал», «Казцинк», «Актюбинский завод хромовых соединений», «КазАзот» и т.д.
Это говорит о том, что 6% несырьевых экспортеров (137 компаний из 2 215) формируют 68% несырьевого экспорта ($10,6 млрд против $ 15,7 млрд) в 2018 году.
С учетом вышеуказанного анализа, Внешнеторговая палата (ВТП) в рамках сервисной поддержки экспортеров в 2018-2019 годах обеспечила значительный охват отечественных товаропроизводителей в государственной программе сервисной поддержки экспорта – общее количество участников от РК превысило 400 компаний в несырьевой сфере за 2018 и 2019 годы.
В итоге данной работы в 2018 году казахстанские компании заключили 73 экспортных контракта на общую сумму 158 млрд тенге, что в 2,5 раза выше показателей предыдущего оператора (ранее АО «КазнексИнвест») в 2017 году. Количество оказанных услуг в 2018 году увеличилось почти в полтора раза, хотя бюджет сервисной поддержки вырос всего на 0,1%. В 2019 году казахстанские компании заключили 61 экспортный контракт на общую сумму 105 млрд тенге.
По итогам анализа ВТП потенциальным рынком сбыта казахстанской продукции ($130 млрд) является КНР с возможным размером экспорта на сумму $102,7 млрд в таких сферах: машиностроение, металлургия, продукция химической промышлености и продовольственные товары.
Далее следует Российская Федерация с потенциальным объемом экспорта в размере $26,3 млрд: машиностроение, металлургия, продукция химической промышленности и продтовары.
Интересным рынком сбыта для казахстанских продовольственных товаров является Иран с объемом более $1 млрд. Более того, машиностроение и продукция химической промышленности также являются перспективными для роста экспорта казахстанской продукции в Иран.
Еще одним популярным рынком экспорта отечественной продукции являются страны Центральной Азии, с вероятным ростом экспорта в $3,2 млрд.
Всего в 2019 году ВТП провела 15 торгово-экономических миссий за рубежом. На организованных площадках для казахстанских компаний проводился поиск потенциальных покупателей. В этом году 149 казахстанских компаний приняли участие в торгово-экономических миссиях.
ВТП оказана поддержка 242 казахстанским компаниям,141 из которых не участвовала в программе в 2018 году. Были привлечены более 800 иностранных контрпартнеров. Сумма заключенных экспортных контрактов составила $273 млн по итогам 2019 года.
За прошедшие два года был проведен анализ факторов роста экспорта казахстанской продукции. По его итогам было выявлено, что рост экспорта продукции произошел без существенного увеличения внутреннего объема производства. Другими словами, отечественные компании вымывали продукцию с внутреннего рынка, на экспорт пришлось более 54% внутреннего производства. Для сравнения: в Турции на долю экспорта приходится 34% внутреннего производства, в РФ – 30%.
Внутренняя торговля
Ключевым фактором успеха отечественного производителя является развитый внутренний рынок. В этом направлении государство видит потенциал развития межрегиональной внутренней торговли услугами через создание сервисных кластеров в регионах Казахстана для удовлетворения нужд всей страны. Однако остается актуальной проблема теневого оборота. На сегодня объем потерь бюджета от теневой экономики составляет 617 млрд тенге, что в ценах до 2025 года составит порядка 1,2 трлн тенге. Разрабатываемые министерством торговли и интеграции меры по внутренней торговле позволят «обелить» торговлю на 40% к 2025 году. Это обеспечит дополнительный объем налоговых поступлений в размере 470,5 млрд тенге в год.
Еще один потенциал во внутренней торговле – развитие приграничных регионов. В период до 2030 года ожидается значительный рост населения в южных регионах Казахстана – Алматы, Шымкенте и Жамбылской области. А также в крупных агломерациях Узбекистана и Кыргызстана – Ташкенте и Бишкеке. При этом в среднесрочной перспективе до 2025 года в данном микрорегионе ожидается рост спроса на товары широкого потребления.
Центрами формирования центральноазиатских «торговых колец» станут Алматы и Ташкент, как наиболее активные в экономическом плане и наиболее густонаселенные города. При этом отмечается географическая близость к Ташкенту Шымкента – третьего города республиканского значения, население которого к 2030 году составит ориентировочно 2,3 млн человек.
В этой связи МТИИ будут разработаны системные меры по повышению доступа отечественных товаропроизводителей к рынкам сбыта и торговым сетям, будет увеличена торговая площадь современного формата, развиваться мобильная и биржевая торговля. Реализация вышеприведенных мер обеспечит ежегодный пятипроцентный прирост ВДС торговли и приведет к увеличению количества субъектов МСБ на 10%. Вместе с тем мы сможем увеличить обеспеченность торговыми площадями до 1000 кв. метров на 1 тыс. человек.
Кроме того, планируется создание в Казахстане сети оптово-распределительных центров и агрологистических центров, которые позволят оптимизировать цепочку поставок продукции от производителя до потребителя, создадут необходимые условия для хранения и эффективного распределения продукции. Для успешной реализации этих проектов с декабря 2019 года ведется совместная работа по заключению соглашения с Азиатским банком развития, который окажет техническую помощь по строительству и развитию ОРЦ и АЛЦ.
Также будет создана сеть распределительных центров для оптимизации логистики торговых сетей Казахстана, что позволит снизить стоимость и сроки доставки товаров по всей республике. Это, в свою очередь, позволит торговым сетям открыть новые магазины и рабочие места.
От создания товаропроводящей системы государство ожидает множество положительных эффектов как для экономики в целом, так и для отдельно взятого казахстанца, в частности. Это обеспечит 5% прирост ВВП к 2025 году, приведет к сокращению потерь продовольственной продукции при транспортировке и хранении в 2 раза, что позволит увеличить доход фермеров как минимум на 50,6 млрд тенге в год. Кроме того, ожидается создание 60 тыс. новых рабочих мест, открытие порядка 50 тыс. магазинов и увеличение доли цивилизованной розничной торговли с 31% до 50%. Для каждого потребителя это приведет к снижению цен на продтовары за счет сокращения торговой наценки по 50 социально значимым товарам до 3-5%.
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.