Федеральная резервная система (ФРС) США не станет менять процентную ставку по федеральным кредитным средствам (federal funds rate) по итогам заседания 1−2 ноября и оставит ее в целевом диапазоне 0,25−0,5% годовых, полагает большинство экономистов.
При этом многие эксперты ожидают ее увеличения на последней в этом году встрече руководства американского ЦБ, которое пройдет 13−14 декабря, то есть уже после выборов нового президента страны, пишет Интерфакс-Казахстан.
Одной из причин того, что в среду мало кто ожидает изменения стоимости кредитования, является отсутствие намеков ФРС на возможность действий на этой неделе, пишет Fox Business.
Под руководством Джанет Йеллен Федрезерв заботится о том, чтобы избегать неожиданностей, поскольку сюрпризы могут спровоцировать неприятную реакцию на финансовых рынках.
Инвесторы оценивают вероятность подъема ставок в ноябре всего лишь в 6%. Ни один из 23 первичных дилеров ФРС не ждет повышения ставки на этой неделе. Неожиданное повышение не только, скорее всего, вызовет падение цен акций и облигаций, но и спровоцирует критику в отношении Федрезерва из-за того, что он не подготовил инвесторов.
Политика в этот раз также имеет большое значение. В преддверии президентских выборов руководство ФРС вряд ли захочет подогревать бушующие на политической арене страсти, меняя ставку, отмечают рыночные обозреватели.
«Очевидно, что ФРС вычеркнула ноябрь, учитывая, что заседание настолько близко к выборам в США», — заявил CNBC аналитик азиатских валютных рынков Standard Chartered Bank Дивья Девеш. Он предполагает 60%-ную вероятность, что ФРС вообще откажется от увеличения процентной ставки в 2016 году.
В то же время в Barclays продолжают ждать подъема ставки в декабре. «Мы по-прежнему сосредоточены на декабре и по-прежнему считаем, что данные о рынке труда и инфляции склонят чашу весов в пользу повышения ставок к тому времени, — говорится в сообщении банка. — Тем не менее мы не уверены в том, каких объемов должен достичь прогресс, чтобы подтолкнуть Федрезерв к действию».
К последнему в этом году заседанию у ФРС будет еще два отчета о состоянии рынка труда (за октябрь и ноябрь).
Рынки приняли идею повышения ставок в декабре, оценивая вероятность этого в 70%, что дает Федрезерву свободу действия, полагают аналитики Credit Suisse. Между тем декабрьский подъем ставки нельзя считать решенным вопросом, и исход выборов 8 ноября окажет большое влияние на решение ЦБ.
В Credit Suisse ожидают двух увеличений стоимости кредитования в 2017 году — в июне и декабре.
Как пишет The Wall Street Journal, сложной задачей для ФРС на этом заседании станет решение о том, насколько сильно сигнализировать о своих ожиданиях в отношении возможных шагов в декабре.
Американский ЦБ, возможно, будет более расположен к увеличению процентных ставок, если следующий президент США активнее займется бюджетно-налоговым стимулированием экономики. Представители ФРС говорят, что были бы рады поделиться обязанностями по поддержанию экономического роста с правительством. При этом они дают понять, что готовы нивелировать потенциальное увеличение спроса, связанное с ростом бюджетного дефицита, за счет ужесточения монетарной политики, сообщает агентство Bloomberg.
Аргументы Федрезерва заключаются в том, что экономике, и так работающей почти на полную мощность, в данный момент не нужна дополнительная поддержка.
«Если бы фискальная политика была больше направлена на стимулирование экономического роста, в монетарных стимулах не было бы такой необходимости», — сказал президент Федерального резервного банка Бостона Эрик Розенгрен.
Однако перенос акцента с денежно-кредитных мер на бюджетные может обернуться проблемами для финансовых рынков, «усыпленных и развращенных обещаниями сохранения низких ставок надолго», полагает советник по мировой экономике Pacific Investment Management Co. Йоахим Фелс. Кроме того, это может создать трудности политического характера для ЦБ, если законодатели сочтут его политику противоречащей их попыткам подстегнуть экономику.
Оба кандидата в президенты США заявили, что в случае победы они будут добиваться увеличения расходов на инфраструктуру. Хиллари Клинтон также предлагает ряд других инвестиционных проектов, а Дональд Трамп выступает за значительное снижение налогов.
Объем бюджетно-налоговых стимулов может составить примерно 100 млрд долларов в год, или около 0,5% ВВП США, по расчетам аналитиков Goldman Sachs Group. По их мнению, в этом случае ФРС могла бы предпринять на одно или два повышения ставки больше, чем в прежних условиях.