«Мы облажались». Это буквальное публичное признание исполнительного директора североамериканского подразделения Volkswagen Михаэля Хорна как нельзя лучше отражает то, что недавно произошло с Volkswagen Group. Скандал с занижением параметров выброса оксидов азота NOx в дизельных двигателях обретает все более угрожающие последствия для немецкой корпорации, впереди многомиллиардный иск, пишут izvestia.ru.
Нынешние проблемы Volkswagen вполне укладываются в определенную парадигму событий, условным отсчетом которых можно назвать 2008 год. Американский концерн Ford сохранил устойчивость, но выбыл из пятерки лидеров и вынужден был продать компании Jaguar и Land Rover индийской Tata Motors. В 2009 году американский концерн Chrysler подал заявление о банкротстве и в итоге перешел под контроль Fiat Group. Наконец, General Motors прошла процедуру банкротства и реструктуризации под управлением правительства США (в обмен на 60% акций GM получил 30 млрд долларов, позже концерн выкупил эти акции обратно).
Для GM настала новая эпоха: по итогам 2008 года впервые за 77 лет концерн уступил звание мирового лидера по продажам. Вперед вырвалась Toyota, в 2009 году японцы сохранили лидерство, продав 7,8 млн (-13%) машин, за этот же год GM реализовал 7,5 млн автомобилей (-11%). С этого момента началась гонка преследования, в которую включился и концерн Volkswagen, резко увеличивший продажи.
В этот момент в автопроме появился новый ключевой механизм, влияющий на успешность компаний. Новым мировым регулятором стали ведомства США, призванные следить за нормами безопасности. В 2010 году разгорелся скандал из-за непреднамеренного ускорения автомобилей Toyota и ее люксового подразделения Lexus. Под давлением Национальной администрации по безопасности дорожного движения (NHTSA) японцы вынуждены были отозвать более 8,5 млн автомобилей. Впервые автопроизводитель выплатил и столь крупную сумму штрафа — 16 млн долларов вначале конфликта и 1,2 млрд долларов спустя два года. Помимо этого, резко снизились котировки акций Toyota, и в 2011 году ее глобальные продажи сократились на 6%. Скандал вынудил главу Toyota Кацуаки Ватанабэ подать в отставку.
Очень похожая ситуация с Volkswagen. Мартин Винтеркорн ушел в отставку, стоимость акций группы за эту неделю упала на треть, досталось и дочерним брендам: примерно также просели котировки Porsche и Audi. Паника на биржевых площадках рикошетом ударила по рыночной капитализации Renault, Peugeot и BMW.
Напомним, регуляторы США потребовали отзыва почти полумиллиона дизельных автомобилей Volkswagen, проданных с 2009 по 2015 год. Размер потенциальных штрафов оценен в 37,5 тыс. долларов за каждый проданный автомобиль, что в итоге может вылиться в суммарный иск на 18 млрд долларов — это официальная оценка Агентства по защите окружающей среды (EPA). Для сравнения, чистая прибыль концерна VW за 2014 год составила около 15 млрд долларов. Это беспрецедентная сумма для штрафов в автопроме.
На этом список неприятностей не кончается. Продажи автомобилей с дизельными моторами всей группы VW приостановлены на всей территории США. О срочной необходимости в аналогичных расследованиях заявили и другие страны; примечательно, что в первую очередь это сделали представители государств с национальным автопромом — Франция, Великобритания, Южная Корея, Италия. По оценкам самого же концерна VW, «проблемных» дизелей может быть более 11 млн по всему миру.
В итоге из всей этой истории вытекает самый главный вопрос — кто следующий? По итогам I полугодия 2015 года Volkswagen впервые стал производителем № 1 и шел с хорошей динамикой продаж к итогу года. Теперь вряд ли ему удастся сохранить набранные обороты.
Американцы расчистили дорогу своему автопрому
По итогам 2015 года Volkswagen мог бы впервые стать самым крупным производителем мира
При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.