По данным исследования международной компании Accenture, 78% руководителей транспортных компаний во всем мире считают важными направлениями развития бизнеса мобильность, аналитику и облачные вычисления. Такое солидарное мнение менеджмента говорит о том, что транспортная отрасль вступила в постцифровую эру, и большинство игроков принимают необходимость преобразований.
Сами по себе технологии не играют решающей роли. Важно то, как они используются для удовлетворения потребностей клиентов и насколько активно дополняются новыми, среди которых – искусственный интеллект, блокчейн и дополненная реальность. Они упомянуты не случайно. Опрос компании Accenture показал, что 85% руководителей транспортных предприятий считают важнейшим конкурентным преимуществом кастомизацию услуг, 94% уже экспериментируют с этими технологиями, а 68% предполагают, что их использование в ближайшие годы изменит бизнес их компаний.
Примеры уже есть. Метро Гонконга при организации технического обслуживания полагается на искусственный интеллект, Швейцарские железные дороги для контроля безопасности труда используют решение на основе блокчейн. Опыт передовых компаний подсказывает: когда использование новых технологий станет комплексным, отрасль ждет самый настоящий прорыв. По мнению аналитиков Accenture, он принесет четыре новых возможности, которые получат компании отрасли и их клиенты.
Мобильность как услуга
Потенциал подхода MaaS (Mobility-as-a-Service, Мобильность как услуга) уже признан во всем мире. Его берут на вооружение новые игроки, которые стремительно захватывают рынок перевозок. В городах CША и Европы можно оформить месячную подписку на услуги транспорта через приложение Whim, приложения Citymapper (Лондон) и WienMobil (Вена) позволяют спланировать маршрут с использованием разных видов транспорта, от автобусов до гироскутеров.
Все это – примеры предоставления кастомизированных транспортных услуг в тот момент, когда клиенты демонстрируют свою потребность в них. Они становятся возможными благодаря технологиям. Искусственный интеллект позволяет клиентам выбрать оптимальный маршрут и визуализировать его, а перевозчикам и регуляторам – предсказать плотность транспортных потоков. Интернет вещей дает возможность развивать сети проката транспортных средств, от автомобилей каршеринга до велосипедов и самокатов. Интеграция этих технологий и вовсе поднимает уровень транспортного сервиса на невиданную высоту.
Преимущества подхода MaaS для клиентов очевидны – они получают возможность планирования маршрутов, выбора оптимальных видов транспорта с минимумом пересадок. Для общества MaaS имеет не меньшее значение. Такой сервис позволяет оптимизировать управление дорожным движением, содействовать развитию городов и регионов, повысить уровень жизни и социального равенства, особенно в городах, где эти проблемы ощущаются наиболее остро. Нельзя не принимать во внимание и явное влияние MaaS на сокращение вредных выбросов.
MaaS оказывается выгодным для всех – и населения, и региональных властей, и для транспортных компаний, которые получают возможность устойчивого развития на базе цифровых платформ, при помощи которых можно постоянно расширять спектр предлагаемых услуг и формировать бизнес-экосистемы.
Больше, чем пассажиры
Человек в общественном транспорте – не просто пассажир, а потребитель услуг. Оплатить проезд при помощи мессенджера, в котором он переписывается с друзьями (WeChat в Китае), получить справку от чат-бота (Deutsche Bahn AG в Германии) – все это востребованные и бесплатные дополнительные сервисы, которые превращают транспорт в комфортную среду, в которую хочется возвращаться снова и снова.
А ведь помимо платежей и справок транспортные компании могут предложить при помощи мобильных приложений программы лояльности со скидками и спецпредложениями, развлекательные сервисы (те же библиотеки музыки или подкастов), аудиоэкскурсии, развлечения, покупки билетов для посещения достопримечательностей. Список возможностей ограничен только полетом фантазии. И данными аналитики.
Формирование индивидуальных предложений начинается с детального представления о потребностях клиентов, для которого необходимо проанализировать клиентский опыт, понять предпочтения пассажиров и их ожидания от транспортной компании. Перевозчики обладают огромными массивами информации, которые сегодня можно дополнить демографической статистикой, данными о ежедневных транспортных потоках и даже перемещениях по городу отдельных пассажиров, иными словами – максимально детализировать данные о каждом из них. Персональные предложения, которые через мобильные приложения перевозчики отправляют своим клиентам, заставляют их возвращаться в вагоны и автобусы снова и снова, отдавая предпочтение общественному транспорту и хорошо знакомой компании.
Новая безопасность
У транспортной безопасности есть два аспекта. В первую очередь, это безопасность самих пассажиров. А во-вторых, – безопасность данных, которые имеют сегодня прямое отношение к эксплуатации транспортных средств.
Безопасность пассажиров сегодня – это видеонаблюдение и видеоаналитика на основе компьютерного зрения и искусственного интеллекта, которые могут определить потенциальную опасность по агрессивному поведению, выражению лица или подозрительным предметам, попавшим в поле зрения камер. Эти технологии позволяют операторам перевозок и правоохранительным органам оперативно реагировать на угрозы. Используют они и решения в области виртуальной реальности, при помощи которых моделируют для персонала порядок действий и взаимодействие с потоками пассажиров. В качестве примера можно сослаться на опыт компаний MTR Crossrail и Arriva Train Wales, которые используют VR для обучения сотрудников определять риски. Власти Сингапура и вовсе внедрили целую платформу транспортной безопасности, которая использует целый комплекс данных, получаемых от систем видеоаналитики, GPS-устройств, множества датчиков и сенсоров для прогнозирования поведения толпы, координации ресурсов и действий отдельных сотрудников в нештатных ситуациях.
Но чем шире применяются цифровые средства на транспорте, тем уязвимее становятся транспортные системы, которые теперь подвергаются атакам киберпреступников. И это требует и от игроков транспортной отрасли, и от властей новых подходов к обеспечению безопасности систем. Усложняется проблема и тем, что все большее число компаний стремятся объединить свои транспортные активы при помощи сетей передачи данных, которые становятся слабым звеном в системе киберзащиты. В такой ситуации крайне важно обеспечить надежную защиту для каждого узла и выстроить систему аналитики безопасности, которая позволит не только оперативно реагировать на возникающие угрозы, но и предотвращать их. И делать это нужно совместными усилиями: транспортников, их партнеров по экосистемам, операторов связи, властей и поставщиков решений в области информационной безопасности.
Цифровое управление
Транспортные компании управляют миллионами активов: автомобилями и автобусами, железнодорожными вагонами и путями, многочисленными элементами транспортной инфраструктуры. И каждая из компаний вынуждена постоянно решать одну и ту же задачу – обеспечивать соответствие своих активов современным требованиям и ожиданиям клиентов. То есть – оптимизировать их.
Оптимизация активов означает улучшение операционных показателей, повышение эффективности, более точное планирование, большую безопасность и надежность, а также экологичность. Примеры результативной оптимизации можно найти в работе Metro de Madrid, где использовали искусственный интеллект для модернизации системы вентиляции, улучшив комфорт и сократив выбросы парниковых газов.
Искусственный интеллект, интернет вещей и большие данные могут использоваться для оптимизации расписания транспорта, анализа и оптимизации маршрутов, дополненная реальность поможет организовать предиктивный сервис или удаленное обслуживание техники, как это сделали, к примеру, в Metro Transit (Сент-Луис, США).
Наибольшего эффекта для оптимизации можно добиться, объединив технологии в единую систему, которая получает данные от множества IoT-устройств, анализирует их с использованием искусственного интеллекта и помогает формировать обоснованные решения. Достоинства таких систем в том, что они лишены влияния «человеческого фактора» и практически не ошибаются, оперируя точной информацией о состоянии активов, а не догадками.
Чтобы сделать возможным использование преимуществ, которые дают цифровые технологии, бизнесу необходимо заложить основу для предстоящей трансформации. Это означает, что компании предстоит четко определиться с целями и показателями, которые будут характеризовать успешность проекта, выделить не только сами конкурентные преимущества, которые предприятие стремится получить, но и возможность применить их, опередив конкурентов, и, наконец, приобрести компетенции (собственные или в лице партнеров-подрядчиков), которые помогут использовать технологические новации.
Шарип Алниязов, mass communications expert