Вокруг искусственного интеллекта складывается множество предрассудков. Благодаря книгам и фильмам в жанре фантастики некоторые особо впечатлительные натуры всерьез обеспокоены тем, что в недалеком будущем умные роботы возьмут верх над человечеством. Более прагматичные представители нашего общества встревожены перспективами тотальной безработицы из-за того, что роботы все чаще заменяют живые рабочие руки и головы. И всему этому есть основание – мы вступили в эпоху роботизации производственных процессов. Робототехника в последние годы сделала большой скачок вперед благодаря развитию искусственного интеллекта и новых технологий, включая большие данные и 5G. Роботы сегодня нечто большее, чем просто механизмы на заводском конвейере. Они наделены интеллектом, разговаривают с нами живым человеческим голосом, когда мы звоним в контакт-центры сервисных компаний, современные высокоточные механизмы используются в хирургии и уже самостоятельно делают сложные операции, управляют автомобилями и самолетами, научились общаться почти как люди, молниеносно принимать взвешенные решения, а самое главное – научились учиться.
Без преувеличения прорывные достижения робототехники открывают новые, невероятные еще в недавнем прошлом возможности в любых сферах бизнеса, не только машиностроения и другого производства, но и в не меньшей степени в сфере услуг. А глобальная пандемия, притормозившая развитие многих технологических направлений, не только не мешает, но, напротив, катализирует сервисную робототехнику и внедрение ее в бизнес-процессы современных компаний.
Робототехника в пятерке самых перспективных технологий на ближайшие 10 лет по версиям авторитетных глобальных изданий, среди которых Financial times.
Согласно данным ResearchAndMarkets, в 2019 году объем мирового рынка сервисных роботов превысил $17 млрд, и он продолжает расти.
Среди мировых лидеров внедрения сервисных роботов Amazon и FedEx.
Без роботизации сегодня не выдержит конкуренции ни одна отрасль – от логистики до медицины и сельского хозяйства.
Роботы обслуживают нас повсеместно и ежедневно. Это наши помощники в быту: умные пылесосы, посудомойки, умные холодильники, охранные системы, сегменты умного дома и пр.
Вспомним один из самых кассовых голливудских блокбастеров «Терминатор». После выхода первого фильма из серии картин про роботов с человеческим интеллектом и нечеловеческими физическими способностями мир содрогнулся от фантазии сценаристов, представивших нам версию нашего мира, населенного киборгами. Но будущее уже наступило, благо не такое драматичное, как в его некоторых киноверсиях. Уже сейчас широко применяются кибернетические протезы, которые работают благодаря импульсам, вырабатываемым человеческим мозгом. Все совершеннее становятся разработки искусственных внутренних органов, позволяющих человеческому организму полноценно функционировать. Недалек тот день, когда мы все станем в той или иной степени киборгами.
А сегодня интеллектуальное сотрудничество человека и робота породило новое перспективное направление развития коллаборативных роботов – «коботов». Это симбиоз машинного и человеческого интеллекта.
Эксперты отмечают массу достоинств коботов на производстве. Коботы послушны, исполнительны и нетребовательны, они не знают болезней и усталости и четко выполняют свои функции, обходясь порой дешевле, чем живые работники.
ABI Research прогнозирует рост рынка коботов к 2030 году до $12 млрд, в то время как на данный момент он составляет $711 млн.
С недавних пор люди, звонящие в сервисные компании, порой даже не замечают, что с ними разговаривает робот. Машина говорит живым мужским или женским голосом с естественной интонацией, довольно хорошо поддерживает беседу, отвечает на вопросы и в свою очередь задает уточняющие вопросы. В нашей компании недавно имел место курьезный случай. Журналисты стали интересоваться, не аферисты ли это звонят от лица компании и рассказывают про новые продукты, задают вопросы. Настолько естественным оказался сервисный робот, что люди приняли его за живого человека.
Сегодня некоторые сервисные роботы вполне могут успешно пройти так называемый тест Тьюринга – эмпирический тест, идея которого была предложена британским математиком, логиком и криптографом Аланом Тьюрингом в 1950 году.
Суть этого теста состоит в том, чтобы человек мог определить, разговаривает он с живым человеком или с машиной. Если машине удается ввести человека в заблуждение и сойти за живого собеседника, то она прошла тест.
Таким образом, уже сегодня интеллект роботов все ближе подходит к уровню человеческого, и при этом машины постоянно учатся. Конечно, если вы начнете разговаривать с сервисным роботом на отвлеченные темы, выкажете раздражение, проявите нетерпение, машина распознает ситуацию и переключит вас на живого оператора. Но в дальнейшем возможности искусственного интеллекта будут только расширяться. «Учиться, учиться и еще раз учиться!» – завещал самый известный революционер ХХ века. Во время технологической революции ХХI века роботы воплощают этот призыв. Машины учатся. Они учатся быстро и непрерывно, не теряя концентрацию и молниеносно усваивая терабайты информации.
Но все это вовсе не значит, что роботы и ИИ, трансформируя производства и рынки, отнимают рабочие места у людей. В прошлом году в издательстве МИФ вышла книга Пола Доэрти и Джеймса Уилсона «Человек + машина», которая фактически развеивает страхи о будущем доминировании над людьми умных машин, наделенных стремительно развивающимся искусственным интеллектом, способных к непрерывному обучению. Авторы утверждают, что машины не отбирают у людей рабочие места, а напротив, создают их, поскольку совместная деятельность и постоянное обучение машин будет приводить к росту эффективности и востребованности человеческого труда. Другое дело, что изменятся требования к профессиональному образованию, трансформируется социальный ландшафт мира.
Никогда машина не научится мыслить как человек, поскольку никакой уровень искусственного интеллекта не заменит интуицию, эмоции, фантазию, мотивированноость и просто талант. А вот сотрудничество человеческого интеллекта и машин открывает перед нами практически безграничные возможности, учитывая, что процесс машинного обучения непрерывен и бесконечен.
Подытоживая этот материал, важно сказать, что, хотим мы того или нет, джин вырвался из бутылки, и машины с ИИ будут активно внедряться в производственные процессы. И это особенно важно для экономики Казахстана, поскольку ее структура такова, что все ключевые отрасли промышленности – ресурсодобывающий сектор, банкинг, логистика, телекоммуникации – находятся в первой десятке по перспективам внедрения ИИ.
Айбек Нуркадыр, директор департамента стратегического развития Kcell