USD
426.32₸
EUR
496.41₸
RUB
5.50₸
BRENT
41.89$ ↓
-0.480
BTC
10752.05$ ↑
+0.002
ETH
354.47$ ↑
+0.006
LTC
46.01$ ↑
+0.002
ГлавнаяТехнологииНасколько отечественный рынок облачных технологий полезен МСБ?

Насколько отечественный рынок облачных технологий полезен МСБ?

ЗаОблачное развитие бизнеса

Облачные технологии безвозвратно меняют ландшафт бизнеса. Аналитическая компания Gartner оценила объем мирового рынка публичных облачных сервисов в 242,7 млрд долларов по итогам прошлого года.

В Казахстане также происходит тектонический сдвиг в применении облачных технологий в бизнесе. Владельцы компаний просто перестали их бояться, отмечает CEO казахстанского стартапа Faceplate Ержан Джанзаков. По оценке компании iKS-Consulting, очень удачным для отечественного облачного рынка оказался 2018 год: он вырос на 32%, достигнув $8 млн. В целом с 2015 года рынок облачных услуг вырос почти вдвое. Прошлый год поддержал этот тренд – темпы роста остались двузначными.  

По мнению сооснователя и CEO HR-messenger Руслана Абдулганиева, в Казахстане в целом сравнительно слабый рынок облачных технологий (ОТ). «Я считаю, что уровень развитости ОТ в РК переоценен: с таким качеством продуктов на глобальном рынке они бы не выжили. В современном мире я не представляю компании, которая может прожить без облачных сервисов. Наша компания пользуется СРМ-системой в продажах, чатом техподдержки в клиентском сервисе, облачной бухгалтерией. В месяц на облачные сервисы мы тратим около 250 000 тенге. При этом мы маленькая компания со штатом 20 человек и относимся к классу малого бизнеса по оборотам», – рассказал он.

Как отмечает CEO компании HR-messenger, облачные технологии – это инфраструктура, без которой современный бизнес в принципе не сможет расти. При этом необходимо выбирать надежных поставщиков: те, кто давно работает на рынке, соблюдают закон о персональных данных, работают по стандартам интернет-безопасности. В этом случае «облака» существенно дешевле, чем собственная инфраструктура. 

«На одного человека, если брать казахстанские и российские продукты, то это где-то 1 500 тенге в месяц. Если брать иностранные продукты, то это $5 на человека ежемесячно», – рассказал директор финтех-компании Wooppay Александр Бондаренко.

Он также отметил, что Wooppay давно уже использует облачные технологии в бизнес-процессах. В первую очередь ОТ позволяет сэкономить на оборудовании: на серверах, на лицензиях для средств виртуализации и так далее. Это также сертифицирует скорость внедрения специалиста, потому что в облачных технологиях все обычно очень просто и быстро внедряется. Внедрение «облака» важно, так как очень быстро можно проверить эффект и отпадает необходимость разворачивать отдельную инфраструктуру.

Все в «облаке»

Здесь стоит учесть, что в  «облако» пошел не только бизнес, но и госорганы, и субъекты квазигосударственного сектора. Они по определению будут пользоваться «облаками» на территории республики и у отечественных операторов. Представители рынка отмечают, что текущий год, несмотря на урон экономике, который принес COVID-19, может показать, что облако не собирается сходить с дистанции. Более того, пандемия резко ускорила рост некоторых сегментов – e-commerce и дистанционные (SaaS) сервисы.

«Если посмотреть на структуру IT-рынка Казахстана, то «облачный» сегмент все еще выглядит крайне недооцененным: на его долю приходится всего около 0,5% от $1,6 млрд – всей емкости IT-рынка. Облачная инфраструктура развивается в Казахстане очень медленно и если бы не госсектор и квазигоссектор, то я вообще бы назвал ее коммерчески несостоятельной», – считает CEO казахстанского стартапа Faceplate Ержан Джанзаков.

Значимость ОТ в Казахстане действительно недооценена, также подчеркнул директор финтех-компании Wooppay Александр Бондаренко. Причина этого в том, что не было широкополосного доступа к сети интернет, и облачные технологии мало использовались.

«Плюс менталитет: «все свое должно быть», «платить кому-то за что-то? Да нет, я лучше скачаю пиратскую вещь и установлю себе на сервер». Но сейчас все меняется и очень гибко получается управлять большими инфраструктурами. Если брать тот же Amazon или Microsoft, это позволяет масштабироваться намного быстрее, гибче, бороться с мошенниками и справляться с высокой нагрузкой», – добавил Александр Бондаренко.

Риски есть. Их не может не быть

Вопрос насколько компаниям безопасно пользоваться облачными технологиями, чем собственной инфраструктурой, Александр Бондаренко считает сложным. «Мы все-таки придерживаемся того, что наиболее критичные системы мы покупаем и используем во внутренних серверах компании. Потому что мы не можем полностью быть уверены в том, что инфраструктура облачных сервисов защищена лучше, чем наша собственная. Все зависит от типа бизнеса», – добавил он.

Рисками при использовании ОТ директор финтех-компании Wooppay называет, в первую очередь, безопасность. Во вторую – вероятность закрытия компании, которая предоставляет облачные технологии. В том случае, если эта компания иностранная, то ей могут просто запретить работать на казахстанском рынке, заставить платить налоги и так далее. Плюс к этому имеется риск разглашения информации своей стране, где она располагается юридически. Также есть момент юридического ограничения на хранение конфиденциальной информации на стороне иностранных поставщиков. В третью очередь, риск недоступности сервисов при неработоспособности каналов интернет-связей: без интернета вся работа встает.

Из наблюдений экспертов также следует, что структура потребления облачных услуг в Казахстане смещена в сторону услуг аренды программного обеспечения (SaaS), виртуального дата-центра (IaaS) и физического оборудования. При этом безоговорочный лидер – IaaS – на него приходится подавляющая доля казахстанского облачного рынка.

«К сожалению, в Казахстане пока так и не возникло сильных SaaS-сервисов, поэтому в эпоху COVID-19 основной бенефициар – зарубежные провайдеры, работающие по данной модели. Классический пример – феноменальный взлет Zoom, когда буквально за несколько месяцев аудитория сервиса возросла в 30 раз – до 300 млн человек. У «облака» есть одно неоспоримое преимущество – это эффект масштаба, когда стоимость разработки и поддержания сервиса делится на всех пользователей», – подчеркивает CEO стартапа Faceplate Ержан Джанзаков.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.
Подпишитесь на дайджест

Краткий обзор главных новостей недели

Новости партнеров: