Облачные технологии безвозвратно меняют ландшафт бизнеса. Аналитическая компания Gartner оценила объем мирового рынка публичных облачных сервисов в 242,7 млрд долларов по итогам прошлого года.
В Казахстане также происходит тектонический сдвиг в применении облачных технологий в бизнесе. Владельцы компаний просто перестали их бояться, отмечает CEO казахстанского стартапа Faceplate Ержан Джанзаков. По оценке компании iKS-Consulting, очень удачным для отечественного облачного рынка оказался 2018 год: он вырос на 32%, достигнув $8 млн. В целом с 2015 года рынок облачных услуг вырос почти вдвое. Прошлый год поддержал этот тренд – темпы роста остались двузначными.
По мнению сооснователя и CEO HR-messenger Руслана Абдулганиева, в Казахстане в целом сравнительно слабый рынок облачных технологий (ОТ). «Я считаю, что уровень развитости ОТ в РК переоценен: с таким качеством продуктов на глобальном рынке они бы не выжили. В современном мире я не представляю компании, которая может прожить без облачных сервисов. Наша компания пользуется СРМ-системой в продажах, чатом техподдержки в клиентском сервисе, облачной бухгалтерией. В месяц на облачные сервисы мы тратим около 250 000 тенге. При этом мы маленькая компания со штатом 20 человек и относимся к классу малого бизнеса по оборотам», – рассказал он.
Как отмечает CEO компании HR-messenger, облачные технологии – это инфраструктура, без которой современный бизнес в принципе не сможет расти. При этом необходимо выбирать надежных поставщиков: те, кто давно работает на рынке, соблюдают закон о персональных данных, работают по стандартам интернет-безопасности. В этом случае «облака» существенно дешевле, чем собственная инфраструктура.
«На одного человека, если брать казахстанские и российские продукты, то это где-то 1 500 тенге в месяц. Если брать иностранные продукты, то это $5 на человека ежемесячно», – рассказал директор финтех-компании Wooppay Александр Бондаренко.
Он также отметил, что Wooppay давно уже использует облачные технологии в бизнес-процессах. В первую очередь ОТ позволяет сэкономить на оборудовании: на серверах, на лицензиях для средств виртуализации и так далее. Это также сертифицирует скорость внедрения специалиста, потому что в облачных технологиях все обычно очень просто и быстро внедряется. Внедрение «облака» важно, так как очень быстро можно проверить эффект и отпадает необходимость разворачивать отдельную инфраструктуру.
Все в «облаке»
Здесь стоит учесть, что в «облако» пошел не только бизнес, но и госорганы, и субъекты квазигосударственного сектора. Они по определению будут пользоваться «облаками» на территории республики и у отечественных операторов. Представители рынка отмечают, что текущий год, несмотря на урон экономике, который принес COVID-19, может показать, что облако не собирается сходить с дистанции. Более того, пандемия резко ускорила рост некоторых сегментов – e-commerce и дистанционные (SaaS) сервисы.
«Если посмотреть на структуру IT-рынка Казахстана, то «облачный» сегмент все еще выглядит крайне недооцененным: на его долю приходится всего около 0,5% от $1,6 млрд – всей емкости IT-рынка. Облачная инфраструктура развивается в Казахстане очень медленно и если бы не госсектор и квазигоссектор, то я вообще бы назвал ее коммерчески несостоятельной», – считает CEO казахстанского стартапа Faceplate Ержан Джанзаков.
Значимость ОТ в Казахстане действительно недооценена, также подчеркнул директор финтех-компании Wooppay Александр Бондаренко. Причина этого в том, что не было широкополосного доступа к сети интернет, и облачные технологии мало использовались.
«Плюс менталитет: «все свое должно быть», «платить кому-то за что-то? Да нет, я лучше скачаю пиратскую вещь и установлю себе на сервер». Но сейчас все меняется и очень гибко получается управлять большими инфраструктурами. Если брать тот же Amazon или Microsoft, это позволяет масштабироваться намного быстрее, гибче, бороться с мошенниками и справляться с высокой нагрузкой», – добавил Александр Бондаренко.
Риски есть. Их не может не быть
Вопрос насколько компаниям безопасно пользоваться облачными технологиями, чем собственной инфраструктурой, Александр Бондаренко считает сложным. «Мы все-таки придерживаемся того, что наиболее критичные системы мы покупаем и используем во внутренних серверах компании. Потому что мы не можем полностью быть уверены в том, что инфраструктура облачных сервисов защищена лучше, чем наша собственная. Все зависит от типа бизнеса», – добавил он.
Рисками при использовании ОТ директор финтех-компании Wooppay называет, в первую очередь, безопасность. Во вторую – вероятность закрытия компании, которая предоставляет облачные технологии. В том случае, если эта компания иностранная, то ей могут просто запретить работать на казахстанском рынке, заставить платить налоги и так далее. Плюс к этому имеется риск разглашения информации своей стране, где она располагается юридически. Также есть момент юридического ограничения на хранение конфиденциальной информации на стороне иностранных поставщиков. В третью очередь, риск недоступности сервисов при неработоспособности каналов интернет-связей: без интернета вся работа встает.
Из наблюдений экспертов также следует, что структура потребления облачных услуг в Казахстане смещена в сторону услуг аренды программного обеспечения (SaaS), виртуального дата-центра (IaaS) и физического оборудования. При этом безоговорочный лидер – IaaS – на него приходится подавляющая доля казахстанского облачного рынка.
«К сожалению, в Казахстане пока так и не возникло сильных SaaS-сервисов, поэтому в эпоху COVID-19 основной бенефициар – зарубежные провайдеры, работающие по данной модели. Классический пример – феноменальный взлет Zoom, когда буквально за несколько месяцев аудитория сервиса возросла в 30 раз – до 300 млн человек. У «облака» есть одно неоспоримое преимущество – это эффект масштаба, когда стоимость разработки и поддержания сервиса делится на всех пользователей», – подчеркивает CEO стартапа Faceplate Ержан Джанзаков.