То, что криптоактивы с нами надолго и надо привыкать работать с ними, кажется, поняли все. Возможно, уже через год или два мы сможем увидеть, например, криптотенге. Такую возможность не исключил новый «цифровой министр» Багдат Мусин. Возможно, будет единый цифровой алтын для расчета на пространстве ЕАЭС. Такое предложение тоже поступало от наших союзников. Но все это – стабильные цифровые активы, а вот что делать с децентрализованными – пока не очень понятно.
До сих пор лучшим инструментом коррупционера и главным платежным инструментом криминального мира оставался кеш – наличные деньги самый надежный способ уйти от контроля, налогов и скрыть доход. С появлением анонимных криптомонет эта монополия наличных денег немного пошатнулась. На территории Казахстана платить такими визуальными монетами, конечно же, нельзя, но это не мешает их использовать. Выход есть – и о нём активно заговорили в России.
Отслеживание транзакций – это вопрос времени. Более того – такая техническая возможность существует, и она даже заложена в самой архитектуре биткоина. В мире уже есть прецеденты – IRS США отслеживает биткоин-транзакции последние несколько лет с помощью Chainalysis, сервиса для мониторинга блокчейн-переводов. Различные ведомства от монетарных до спецслужб используют, чтобы отслеживать уход от налогов с помощью криптовалют, и делают это достаточно успешно.
Транзакции BTC и других классических криптовалют – не анонимны, а псевдоанонимны. Имя пользователя не публично, но адреса публичны. Далеко не все об этом знают, и часто при нелегальных транзакциях пользователи обращаются с BTC, будто он принципиально анонимен. Если человек где-то засветил свой адрес, например, на интернет-странице, где собирает платежи, то финансовые потоки к нему или от него могут быть выявлены без искусственного интеллекта, достаточно просмотреть публичную информацию о блокчейне.
В России и Казахстане сделать аналог будет не так уж и сложно – это не какие-то секретные разработки – просто вдумчивая работа и накопление баз данных. Само по себе отслеживание транзакций и сопоставление их с живыми людьми – реальная история, до которой рано или поздно дойдут и Росфинмониторинг, и большинство мировых регуляторов в этой области, включая Национальный банк РК.
Так или иначе, новая система отслеживания в первую очередь заметит те транзакции, которые пользователи не пытаются скрывать, либо скрывают не очень продуманно. Наиболее серьёзные объемы крупных тайных игроков, вероятно, останутся вне фокуса внимания.
Эта инициатива, скорее всего, будет направлена на отслеживание финансовых потоков, которые уводят людей от налогов, а также на вывод капитала из страны, что логично, потому что текущие механизмы контроля не учитывают криптовалюты. От этого никак нельзя скрыться, такова судьба биткоина и открытых блокчейнов. Однако существуют полностью анонимные блокчейны, например, Monero, которые могут частично вытеснить биткоин в этом случае.
При введении подобной инициативы в Казахстане, скорее всего, для начала будут использованы готовые методики для отслеживания транзакций, например, чтобы не принимать краденые биткоины. Вероятно, наработки могли бы быть взяты властями за основу. Самостоятельная разработка сервиса дает возможность госорганам следовать государственным нормативам, которые позволяют не зависеть от каких-либо сторонних систем.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане