В конце апреля сенат значительно обновил закон про цифровые технологии. По сути, была создана полноценная законодательная база для запуска обеспеченных цифровых активов, то есть стейблкоинов. Осталось сделать еще один шаг, и Казахстан может успеть в первые вагоны уходящего поезда создания государственной крипты. Это особенно актуально на фоне терпящего бедствия проекта TON от Павла Дурова.
В законе, принятом сенатом, закреплены такие понятия, как цифровой актив, сервис цифровых документов, цифровой майнинг и даже цифровой токен, а также определен выпуск цифровых активов. Единственное, что не определено – то, что цифровой токен может быть средством платежа, только лишь средством учета, обмена и удостоверения имущественных прав. Кроме этого, в законе закреплено право собственности на добытые в процессе майнинга цифровые активы и не ограничен круг лиц, которые могут пользоваться цифровым майнингом.
То есть законодательно создана база для реализации проекта выпуска стабильной криптовалюты на базе тенге. Для необеспеченных цифровых активов, кстати, ничего не изменилось – их выпуск и оборот запрещены на территории Казахстана. Во всем мире выпуск государственных криптоактивов, госкрипты, как ее называют, то есть стабильных монет, привязанных к национальной валюте, – самая трефовая тема. Первой такой монетой, видимо, станет криптоюань – Китай не раз заявлял, что у него все готово к обширному тестированию и даже уже запускал национальную блокчейн-систему, а в апреле Сельскохозяйственный банк КНР начал практические полевые испытания электронного кошелька новой китайской криптовалюты. До этого момента все, что было связано с криптовалютой, было полуподпольным, то, с чем центробанки и правительства активно пытались бороться. Изменить ситуацию пытались Марк Цукерберг с Libra и Павел Дуров с TON. Но оба потерпели сокрушительное фиаско. Libra уже почти отказалась от идеи, а проект покинули самые именитые партнеры.TON и вовсе закрылся, оставив инвесторов с убытками, – Дуров предложил вернуть лишь 72% инвестиций.
Народный банк Китая по слухам приступил к созданию госкрипты еще в 2017 году. Причин несколько. Во-первых, даже несмотря на официальный запрет необеспеченных криптовалют в Китае, они очень популярны. Во-вторых, блокечейн повышает прозрачность средств. В-третьих, то, что не можешь победить, лучше возглавить. В итоге спустя два с половиной года Китай вплотную подошел к запуску первой в мире государственной криптовалюты. Пока электронный кошель недоступен всем гражданам Поднебесной. Но уже известен его функционал – проведение платежей, обменные операции, управление кошельком, история транзакций, платежи через QR-коды и все прочее. В перспективе, считают в Китае, кошелек для криптоюаня может заменить паспорт гражданина, давая доступ ко всем государственным услугам и даже к участию в народном голосовании. Эксплуатация такого кошелька упростит и удешевит сервисы бесконтактных и электронных платежей, а также сделает их более прозрачными и контролируемыми со стороны властей.
Работают над госкриптой и другие страны, но они пока далеки от реализации, а поэтому у Казахстана есть все шансы вскочить в первые вагоны уходящего в будущее поезда. Кроме создания законодательной базы — аналогичный режим, позволяющий работать с криптоактивами, уже создан на МФЦА, но пока там не очень много желающих пользоваться этими привилегиями, а жаль.
Теперь ход за Национальным банком. Хотелось бы верить, что даже в условиях кризиса в нашем регуляторе найдется визионер, который увидит возможность запуска криптотенге. Это позволит снять вопросы к безналичным переводам внутри страны, расширить их географию и, конечно же, повысить прозрачность.
Андрей Чеботарев, аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане