USD
489.36₸
+1.250
EUR
533.45₸
+3.360
RUB
4.99₸
-0.020
BRENT
75.56$
+0.290
BTC
68855.30$
+805.500

Адлет Нургожин: Многие IТ-компании потеряли до 90% дохода

Экономические последствия пандемии не обошли стороной и казахстанский бизнес

Share
Share
Share
Tweet
Share
Адлет Нургожин: Многие IТ-компании потеряли до 90% дохода- Kapital.kz

Запустить IT-стартап в Казахстане однозначно дешевле, чем в странах Европы, Азии и России, но дороже, чем в Узбекистане, Латинской или Южной Америке и странах Африки. При этом экосистема стартапов в стране нуждается в более широком потребительском рынке и профессиональных кадрах. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» исполнительный директор международного технопарка IT-стартапов Astana Hub Адлет Нургожин рассказал, сколько стоит запустить проект и как не упустить своего инвестора. 

- Адлет, сколько стоит сегодня запустить в Казахстане стартап-проект?

- Стоимость хорошего IT-стартапа, если в нем задействованы квалифицированные программисты, думаю, начинается с $20 тыс.-30 тыс. Ключевым преимуществом для привлечения инвестиций считается прогнозируемая высокая доходность. Отмечу, что вложения в некоторые проекты способны принести прибыль в размере нескольких тысяч процентов. Однако такая прибыль встречается довольно редко, и на сегодня инвесторы вкладывают уже в более долгосрочные, но менее рискованные идеи. При этом запустить стартап-проект в Казахстане однозначно дешевле, чем в странах Европы, Азии и России, но дороже, чем в Узбекистане, Латинской или Южной Америка и странах Африки.

Например, если посмотреть на французский рынок венчурного капитала, то его можно назвать не только сформировавшимся, но и в некоторой степени высококонкурентным. Для французских стартапов доступен капитал как традиционных венчурных фондов, так и небольших региональных, корпоративных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций. Но одним из самых важных инсайтов, а, возможно, и главным рецептом успеха французских стартапов является новая программа поддержки софинансирования и выделение грантов.

- Какие направления интересны IT-компаниям или разработчикам?

- Если говорить об отечественном рынке, то здесь интересны корпоративные, или так называемые B2B-проекты. При этом казахстанский рынок достаточно насыщен и обладает высоким уровнем конкуренции. Если проект не «ноу-хау», то ему будет не просто собрать свою клиентскую корпоративную базу. Также на рынке есть копии сервисов уже популярных услуг: доставка еды, online e-commerce marketplace и другие. Потенциально подобные копи-проекты интересны для экспансии в Среднюю Азию. Тем временем международному рынку интересны инновационные и\или не дублирующие стартап-проекты по таким направлениям, как: искусственный интеллект, кибербезопасность, блокчейн и онлайн-образование.  

- Какие обороты во внутренней стартап-экосистеме в целом?

- По итогам 2019 года было запущено 138 стартап-проектов, а общая сумма продаж компаний, участвующих в программах развития технологического предпринимательства, увеличилась на более чем 313,8 млн тенге. При этом общая сумма привлеченных инвестиций на казахстанском рынке составила около 18,8 млрд тенге, в том числе стартапами и участниками Astana Hub – 6,8 млрд тенге. Будучи основателем нового IT-бизнеса, независимо от модели и стадии развития, каждый владелец сталкивается с необходимостью оценки своего проекта. Для примера можно определить стоимость HR-messenger, который ранее привлек $60 тыс. от американского акселератора Alchemist Accelerator в обмен на 4% доли в компании. Аналогично можно оценить казахстанский стартап ClickLog, который заключил сделку с европейским акселератором Startup Wise Guys на 55 тыс. евро, сконвертированые в дальнейшем в 9% доли.

Согласно мировой практике, если говорить о сроках окупаемости, то инвестиционные проекты с небольшой суммой первоначальных инвестиций окупаются быстрее – в среднем от двух до пяти лет. Инвестиционные проекты, которые требуют больших сумм – от 5 до 13 лет. Но здесь стоит учитывать, что все зависит от специфики проекта и команды.

- Есть ли у вас опасения, что венчурные фонды, как и инвесторы, могут заметно сузить финпотоки в стартап-проекты из-за пандемии и экономического кризиса?

- Да, карантинные меры, связанные с пандемией COVID-19, оказали негативное влияние на все отрасли экономик мира. Если обратить внимание на тенденции в мировом ИТ-секторе, то необходимо отметить, что по результатам исследования экспертов крупнейшей стартап-конференции в мире Slush (Финляндия), у 41% стартапов уменьшились сроки периода, на который хватит их сбережений. В результате 50% из них проживут без вливаний на рынке всего 6 месяцев. Чтобы оставаться на плаву, примерно половина компаний планирует провести раунд инвестиций в 2020 году в меньшем размере, чем планировалось ранее. Пандемия нанесла негативный эффект и на привлечение сотрудников: 40% стартапов замедлили или приостановили набор кадров. 

Экономические последствия пандемии не обошли стороной и казахстанский бизнес. Компании во всех отраслях экономики приостановили реализацию капиталоемких инвестиционных проектов или находятся в процессе пересмотра в сторону более бюджетных решений для их реализации. Помимо этого, по информации крупных IT-компаний Казахстана, на сегодня многие IT-компании потеряли до 90% доходов, а продажи их товаров и услуг сократились до исторического минимума. В этой связи IT-компании были вынуждены сократить до 30% своих сотрудников.

- Какие меры со своей стороны предпринимает Astana Hub, чтобы поддержать отечественные стартапы?

- В непростой из-за коронавируса период технопарк принимает все меры поддержки. Например, недавно, чтобы увеличить количество бизнес-ангелов на отечественном рынке, была запущена программа «Школа инвесторов». Итоги первого потока продемонстрировали большой спрос – 500 заявок из России, США, Италии, Франции, Швеции, Венгрии, Нидерландов, Кыргызстана, Узбекистана, Великобритании, ОАЭ, Индонезии и Южной Кореи. Отталкиваясь от имеющегося высокого интереса, мы рассчитываем, что на ранних стадиях стартапы смогут поддержать большое количество бизнес-ангелов. Школа инвесторов, в свою очередь, будет только способствовать данному процессу. Отмечу, что прием заявок на второй поток запустится в ближайшую неделю.

- Какие недостатки отечественной стартап-экосистемы вы могли бы назвать?

- Наверное, самый главный минус – маленький внутренний рынок. Во-первых, 19 млн человек и небольшое количество урбанизированных городов – по большому счету только Нур-Султан и Алматы, не позволяют рассчитывать на прогрессивное развитие экосистемы. Во-вторых, в Казахстане не хватает квалифицированных кадров по  IT-специальности. К тому же могу отметить, что ментальность населения не предпринимательская, а потребительская. То есть самый популярный бизнес – это купля-продажа, а не производство как в традиционной, так и в инновационной сферах деятельности. В-третьих, – это отсутствие достаточного количества инвестфондов и низкая культура инвестиций. Вариантов решения перечисленных проблем много: от увеличения количества IT-специальностей в вузах  страны до запуска международных мероприятий, улучшающих инвестклимат, и позиционирующих Казахстан как страну с высоким уровнем интереса к IT-проектам и стартапам.  

- Какие меры государственной поддержки для IТ-компаний предусмотрены в рамках Astana Hub?

- Могу здесь сразу отметить предоставление налоговых льгот для зарегистрированных IT-компаний. Данная мера была реализована в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан» и приведена в действие в соответствии с Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения». Налоговые льготы позволили заметно сэкономить средства компаний, которые, в свою очередь, могут быть ими использованы для дальнейшего развития проекта. Сумма сэкономленных средств за 2019 год составила более 819 млн тенге. При этом она рассчитана исходя из числа компаний, зарегистрированных в 2019 году, – 185. С момента открытия регистрации (15 апреля 2019 года) и на сегодня  уже более 260 компаний зарегистрированы в Astana Hub и применяют налоговые преференции. Например, они освобождены от уплаты КПН, НДС, ИПН за резидентов и СН за нерезидентов. Немаловажно отметить то, что налоговые преференции распространяются по всей  территории страны, другими словами, действует принцип экстерриториальности.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.