Запустить IT-стартап в Казахстане однозначно дешевле, чем в странах Европы, Азии и России, но дороже, чем в Узбекистане, Латинской или Южной Америке и странах Африки. При этом экосистема стартапов в стране нуждается в более широком потребительском рынке и профессиональных кадрах. В интервью корреспонденту «Капитал.kz» исполнительный директор международного технопарка IT-стартапов Astana Hub Адлет Нургожин рассказал, сколько стоит запустить проект и как не упустить своего инвестора.
- Адлет, сколько стоит сегодня запустить в Казахстане стартап-проект?
- Стоимость хорошего IT-стартапа, если в нем задействованы квалифицированные программисты, думаю, начинается с $20 тыс.-30 тыс. Ключевым преимуществом для привлечения инвестиций считается прогнозируемая высокая доходность. Отмечу, что вложения в некоторые проекты способны принести прибыль в размере нескольких тысяч процентов. Однако такая прибыль встречается довольно редко, и на сегодня инвесторы вкладывают уже в более долгосрочные, но менее рискованные идеи. При этом запустить стартап-проект в Казахстане однозначно дешевле, чем в странах Европы, Азии и России, но дороже, чем в Узбекистане, Латинской или Южной Америка и странах Африки.
Например, если посмотреть на французский рынок венчурного капитала, то его можно назвать не только сформировавшимся, но и в некоторой степени высококонкурентным. Для французских стартапов доступен капитал как традиционных венчурных фондов, так и небольших региональных, корпоративных венчурных фондов и фондов прямых инвестиций. Но одним из самых важных инсайтов, а, возможно, и главным рецептом успеха французских стартапов является новая программа поддержки софинансирования и выделение грантов.
- Какие направления интересны IT-компаниям или разработчикам?
- Если говорить об отечественном рынке, то здесь интересны корпоративные, или так называемые B2B-проекты. При этом казахстанский рынок достаточно насыщен и обладает высоким уровнем конкуренции. Если проект не «ноу-хау», то ему будет не просто собрать свою клиентскую корпоративную базу. Также на рынке есть копии сервисов уже популярных услуг: доставка еды, online e-commerce marketplace и другие. Потенциально подобные копи-проекты интересны для экспансии в Среднюю Азию. Тем временем международному рынку интересны инновационные и\или не дублирующие стартап-проекты по таким направлениям, как: искусственный интеллект, кибербезопасность, блокчейн и онлайн-образование.
- Какие обороты во внутренней стартап-экосистеме в целом?
- По итогам 2019 года было запущено 138 стартап-проектов, а общая сумма продаж компаний, участвующих в программах развития технологического предпринимательства, увеличилась на более чем 313,8 млн тенге. При этом общая сумма привлеченных инвестиций на казахстанском рынке составила около 18,8 млрд тенге, в том числе стартапами и участниками Astana Hub – 6,8 млрд тенге. Будучи основателем нового IT-бизнеса, независимо от модели и стадии развития, каждый владелец сталкивается с необходимостью оценки своего проекта. Для примера можно определить стоимость HR-messenger, который ранее привлек $60 тыс. от американского акселератора Alchemist Accelerator в обмен на 4% доли в компании. Аналогично можно оценить казахстанский стартап ClickLog, который заключил сделку с европейским акселератором Startup Wise Guys на 55 тыс. евро, сконвертированые в дальнейшем в 9% доли.
Согласно мировой практике, если говорить о сроках окупаемости, то инвестиционные проекты с небольшой суммой первоначальных инвестиций окупаются быстрее – в среднем от двух до пяти лет. Инвестиционные проекты, которые требуют больших сумм – от 5 до 13 лет. Но здесь стоит учитывать, что все зависит от специфики проекта и команды.
- Есть ли у вас опасения, что венчурные фонды, как и инвесторы, могут заметно сузить финпотоки в стартап-проекты из-за пандемии и экономического кризиса?
- Да, карантинные меры, связанные с пандемией COVID-19, оказали негативное влияние на все отрасли экономик мира. Если обратить внимание на тенденции в мировом ИТ-секторе, то необходимо отметить, что по результатам исследования экспертов крупнейшей стартап-конференции в мире Slush (Финляндия), у 41% стартапов уменьшились сроки периода, на который хватит их сбережений. В результате 50% из них проживут без вливаний на рынке всего 6 месяцев. Чтобы оставаться на плаву, примерно половина компаний планирует провести раунд инвестиций в 2020 году в меньшем размере, чем планировалось ранее. Пандемия нанесла негативный эффект и на привлечение сотрудников: 40% стартапов замедлили или приостановили набор кадров.
Экономические последствия пандемии не обошли стороной и казахстанский бизнес. Компании во всех отраслях экономики приостановили реализацию капиталоемких инвестиционных проектов или находятся в процессе пересмотра в сторону более бюджетных решений для их реализации. Помимо этого, по информации крупных IT-компаний Казахстана, на сегодня многие IT-компании потеряли до 90% доходов, а продажи их товаров и услуг сократились до исторического минимума. В этой связи IT-компании были вынуждены сократить до 30% своих сотрудников.
- Какие меры со своей стороны предпринимает Astana Hub, чтобы поддержать отечественные стартапы?
- В непростой из-за коронавируса период технопарк принимает все меры поддержки. Например, недавно, чтобы увеличить количество бизнес-ангелов на отечественном рынке, была запущена программа «Школа инвесторов». Итоги первого потока продемонстрировали большой спрос – 500 заявок из России, США, Италии, Франции, Швеции, Венгрии, Нидерландов, Кыргызстана, Узбекистана, Великобритании, ОАЭ, Индонезии и Южной Кореи. Отталкиваясь от имеющегося высокого интереса, мы рассчитываем, что на ранних стадиях стартапы смогут поддержать большое количество бизнес-ангелов. Школа инвесторов, в свою очередь, будет только способствовать данному процессу. Отмечу, что прием заявок на второй поток запустится в ближайшую неделю.
- Какие недостатки отечественной стартап-экосистемы вы могли бы назвать?
- Наверное, самый главный минус – маленький внутренний рынок. Во-первых, 19 млн человек и небольшое количество урбанизированных городов – по большому счету только Нур-Султан и Алматы, не позволяют рассчитывать на прогрессивное развитие экосистемы. Во-вторых, в Казахстане не хватает квалифицированных кадров по IT-специальности. К тому же могу отметить, что ментальность населения не предпринимательская, а потребительская. То есть самый популярный бизнес – это купля-продажа, а не производство как в традиционной, так и в инновационной сферах деятельности. В-третьих, – это отсутствие достаточного количества инвестфондов и низкая культура инвестиций. Вариантов решения перечисленных проблем много: от увеличения количества IT-специальностей в вузах страны до запуска международных мероприятий, улучшающих инвестклимат, и позиционирующих Казахстан как страну с высоким уровнем интереса к IT-проектам и стартапам.
- Какие меры государственной поддержки для IТ-компаний предусмотрены в рамках Astana Hub?
- Могу здесь сразу отметить предоставление налоговых льгот для зарегистрированных IT-компаний. Данная мера была реализована в рамках Государственной программы «Цифровой Казахстан» и приведена в действие в соответствии с Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам занятости населения». Налоговые льготы позволили заметно сэкономить средства компаний, которые, в свою очередь, могут быть ими использованы для дальнейшего развития проекта. Сумма сэкономленных средств за 2019 год составила более 819 млн тенге. При этом она рассчитана исходя из числа компаний, зарегистрированных в 2019 году, – 185. С момента открытия регистрации (15 апреля 2019 года) и на сегодня уже более 260 компаний зарегистрированы в Astana Hub и применяют налоговые преференции. Например, они освобождены от уплаты КПН, НДС, ИПН за резидентов и СН за нерезидентов. Немаловажно отметить то, что налоговые преференции распространяются по всей территории страны, другими словами, действует принцип экстерриториальности.