Электронной коммерции предрекают бурный рост. Аналитики расходятся в цифрах, но солидарны в оптимизме. В исследовании агентства eMarketer прогнозируется, что к 2021 году мировой рынок достигнет $4,9 трлн (в 2018-м его объем оценивался в 2,8 трлн). На фоне таких прогнозов объемы локальных рынков России или Казахстана выглядят значительно скромнее. Аналитики Data Insight оценили российский сегмент e-commerce в $30,6 млрд, показатели Казахстана – 20,1 млрд тенге, но динамика (30% ежегодного прироста) впечатляет.
Популярность электронной торговли и увеличение числа транзакций уже скоро могут стать проблемой: ретейлеры столкнутся с перегрузкой традиционных систем доставки. Тем более что растут не только объемы рынка, но и ожидания покупателей, которые настроены получить покупку если не немедленно, то в течение пары дней. Справиться с такой интенсивностью существующие службы будут просто не в состоянии.
Поэтому во многих странах самое пристальное внимание уделяется роботизации логистики. При этом речь идет уже не только о тестировании, но и пилотной эксплуатации логистических роботов. Между тем сфера использования роботизированных систем в e-commerce чрезвычайно широка: это и доставка, и хранение, и управление складами, и формирование отправлений.
Затратные роботы
Пока внедрение робототехники на складах, в сортировочных центрах и службах доставки развивается медленно. Ситуацию изменят растущий спрос, развитие технологий и ожидания покупателей. Применять роботов придется на всех этапах логистики, включая «последнюю милю». Аналитики агентства Reports And Data предрекают, что рынок логистических роботизированных систем достигнет к 2026 году $18,6 млрд. Для сравнения: его объем в 2018 году оценивался в 3,9 млрд, и, если верить исследователям, ежегодные темпы роста в этом сегменте превысят 21%.
Роботизация логистики – весьма затратный процесс. Логистическим операторам предстоит решить целый комплекс задач,связанных с масштабированием таких систем, созданием роботизированной инфраструктуры, формированием операционных и сервисных моделей, подготовкой персонала. Дополнительных расходов потребует и мониторинг роботизированных активов.
Но преимущества роботизации все равно выглядят привлекательно: сокращение затрат на обслуживание систем, рост качества обслуживания покупателей, круглосуточный режим работы. В конце концов RaaS приведет и к общему повышению эффективности бизнеса в электронной торговле за счет небывалого до сих пор сокращения издержек на хранение, перемещение и доставку товаров.
Новая модель: робототехника как услуга
Увы, основной массе участников рынка e-commerce внедрение роботизированных систем справедливо кажется скорее фантастикой, чем реальностью. Дело и в лицензировании подобных систем для использования в городской среде, и в общей сложности и стоимости проектов. В таких условиях выходом может стать аутсорсинг – использование системы как сервиса. В нашем случае речь идет о RaaS – робототехнике как услуге.
RaaS даст возможность с минимальными затратами и в кратчайшие сроки получить доступ к основным возможностям роботизированных систем, полностью автоматизировав как отдельные направления, так и всю работу в целом. Модель RaaS предусматривает, что поставщик услуги устанавливает и обслуживает роботов. Компания-подписчик получает возможность полностью сосредоточиться на своей основной деятельности, избежав масштабных инвестиций или перестройки всего бизнеса. В действие вступает классический принцип переноса капитальных затрат в эксплуатационные, позволяющий платить только за то, что потребляется в реальности, без долгосрочных инвестиций. Устранит RaaS и последствия технологического развития, связанные с необходимостью обновления парка роботов или программного обеспечения. Более того, RaaS-провайдеры по мере развития рынка смогут предложить и гибкие схемы, подразумевающие оплату в зависимости от времени использования или подписку на определенные роботизированные процессы.
Модель RaaS уже реализуется на практике. В качестве примера можно привести американскую компанию Rakuten Super Logistics, которая активно роботизирует свои склады и предлагает заказчикам услуги в том числе и по модели подписки через облачную RaaS-систему. При этом логистический оператор ожидает более 300-процентного роста бизнеса по мере масштабирования своего решения.
Как пойти по пути RaaS
Развитие логистического бизнеса по пути RaaS, при всей своей сложности, выглядит весьма привлекательным. Правда, компании, намеренной развивать свой бизнес и в качестве оператора, и в качестве потребителя таких услуг, предстоит принять во внимание сразу несколько важных моментов.
Во-первых, стоит заранее определиться с ожидаемым операционным эффектом RaaS. Предстоит выделить конкретные области, в которых компания сможет получить преимущества благодаря роботизации и показатели производительности, качества и скорости работы, которых нужно достичь за единицу времени.
Стоит озаботиться и планом роботизации бизнеса. Модель RaaS может быть очень гибкой, и это поможет инвестировать в те области, которые могут принести быстрый и явный результат.
Третье важное обстоятельство – синергия робота и человека. Роботизация позволяет компании многократно повысить производительность труда и оптимизировать штат. Но для того чтобы реализовать эти преимущества, нужно подготовить сотрудников к работе в новых условиях и во взаимодействии с коллегами-роботами.
В-четвертых, предстоит решить и важную техническую проблему. Робототехника развивается стремительно, и все большее число компаний производит различные системы. Этот рынок придется тщательно изучить, чтобы не только выбрать самые привлекательные системы, но и протестировать их, найдя наилучшее решение для своих задач.
Внедрение и развитие роботизированных систем уже не рассматривается в качестве опции. Сегодня роботы стали необходимостью – за их счет компания может получить конкурентные преимущества, которые через несколько лет позволят ей выжить на быстро меняющемся рынке.
Антон Мусин, управляющий директор Accenture в России и Казахстане