USD
523.86₸
-0.160
EUR
544.34₸
-0.850
RUB
5.11₸
+0.020
BRENT
72.98$
BTC
97120.80$
-324.900

10 вещей о цифровой идентификации, которые нужно знать бизнесу

Что это за технология, зачем она нужна, как работает и когда появится в Казахстане?

Share
Share
Share
Tweet
Share
10 вещей о цифровой идентификации, которые нужно знать бизнесу- Kapital.kz

В ближайшие несколько лет компании смогут предоставлять большинство услуг дистанционно. Только представьте, можно будет открыть клиенту банковский счет, одобрить заявку на кредит или зарегистрировать его в системе. И все это онлайн. И если несколько лет назад подобное казалось фантастикой, то сегодня все это реально благодаря системам цифровой идентификации. Так что это за технология, зачем она нужна, как работает и когда появится в Казахстане?

Цифровая идентификация (или удаленная идентификация) – технология, которая может распознать личность человека по биометрическим данным. Если у вас есть смартфон, то вы должны понимать, как это работает. Ведь большинство современных устройств умеют распознавать своих владельцев по отпечаткам пальцев или изображению лица. Цифровая идентификация делает примерно то же самое, но уже не только для доступа к смартфону, а для получения услуг онлайн. Биометрические данные – это уникальные характеристики человека, благодаря которым можно установить его личность. Самые распространенные виды – это отпечаток пальца, изображение лица, голос, рисунок вен на ладони, оболочка и сетчатка глаза. Сегодня, чтобы одобрить клиенту кредит или зарегистрировать его в системе каршеринга, для подтверждения личности  нужно его личное присутствие. Благодаря системам цифровой идентификации эти услуги можно будет оказать онлайн, а личность клиента идентифицировать дистанционно.

Открыть клиенту банковский счет, одобрить кредит, зарегистрировать его на государственном портале, выдать нужную справку, зарегистрировать виртуальный кошелек и одобрить оплату с интернет-магазина, зарегистрировать в шеринговой системе — все эти услуги можно оказать онлайн.

Предположим, клиент решил открыть банковский счет и подать заявку на кредит. Чтобы получить эту услугу сейчас, ему нужно прийти в ближайшее отделение банка, взять талон, дождаться очереди, показать необходимые документы и подписать договор.

Чтобы получить эту услугу с помощью системы цифровой идентификации, достаточно мобильного приложения. Клиенту надо скачать его, зарегистрироваться там, а затем предоставить доступ к своим биометрическим данным. Например, ему нужно будет сфотографировать удостоверение личности, сделать на камеру смартфона селфи, а затем выполнить пару несложных действий на видео (тоже на камеру смартфона) – повертеть головой в разные стороны и улыбнуться. Система сравнит эти данные между собой и идентифицирует личность клиента. В течение нескольких минут после этого он сможет получить нужную услугу. Все эти действия автоматизированы.

Чтобы завладеть личными данными человека, мошенникам достаточно получить доступ к его смартфону или электронной почте. Подобное случается постоянно. Пароли, ЭЦП и одноразовые SMS-коды не всегда могут помочь. Поэтому всегда есть риск мошенничества: компания может оказать услугу, после чего окажется, что это был не клиент, а мошенники, которые украли его данные.

С цифровой идентификацией безопаснее: чтобы получить доступ к данным человека, мошенникам придется «подделать» его личность. Учитывая, что биометрические данные уникальны у каждого человека, сделать это сложно. Если же мошенники попытаются взломать серверы, где хранятся биометрические данные пользователей, они все равно не смогут получить доступ к их личной информации, потому что эти данные хранятся на защищенных серверах и в шифрованном виде, а подключение к ним осуществляется через безопасное соединение.

В первую очередь это экономия времени. Ведь если можно идентифицировать личность пользователей дистанционно, они смогут получать услуги онлайн. Это быстро и удобно.

Для бизнеса это тоже выгодно. Во-первых, это экономит деньги: если клиенты смогут получать услуги онлайн, компаниям не нужны офисы по всей стране и большие административные расходы. Во-вторых, это защитит от мошенников. Вероятность подделать биометрические данные клиента невысокая. Обмануть кассира в банке гораздо проще. В-третьих, это сократит время на обслуживание клиентов до минимума: система будет автоматически идентифицировать личность клиентов и предоставлять им необходимую услугу онлайн. Поэтому можно будет обслуживать больше клиентов за рабочий день, что не только сократит расходы, но и увеличит прибыль компании.

За рубежом системы цифровой идентификации работают давно. Чаще всего их используют банки. Однако этим сценарий применения технологии не ограничивается. Например, в Новой Зеландии подобные системы позволяют жителям страны дистанционно участвовать в выборах и получать множество государственных услуг. Во многих европейских странах, США и Канаде можно арендовать машины, расплачиваться в магазинах, страховаться и получать множество других услуг онлайн. К слову, подобные системы уже работают и в России – там по биометрическим данным можно получать банковские услуги.

В Казахстане уже предпринимались попытки внедрить подобные системы, например, ЭЦП и идентификация по одноразовым кодам. Но в полной мере эти технологии назвать системами цифровой идентификации нельзя, потому что там не предусмотрено онлайн-регистрации. В отличие от систем, где все действия можно выполнить онлайн, чтобы получить ЭЦП, человеку все же придется прийти в ЦОН. Это не всегда удобно.

Однако в 2019 году многие компании начали внедрять решения, которые позволяют получать услуги онлайн, например, в начале года в Казахстане появились электронные полисы. Теперь автовладельцы могут купить страховку онлайн. Больше нет необходимости ездить в офисы компаний или к страховым агентам. Кроме того, в этом направлении активно работают розничные банки, которые запускают сервисы, благодаря которым в ближайшем времени можно будет забыть об очередях.

Помимо этого, в Казахстане запустилась система цифровой идентификации Digital ID, разработанная компанией BTS Digital. По сути это цифровое удостоверение личности. С ее помощью бизнес сможет распознавать лица и определять личность пользователей. Это позволит казахстанцам получать многие услуги, не выходя из дома, а компаниям – идентифицировать своих клиентов дистанционно. Система уже работает в нескольких проектах и компаниях, список которых постоянно расширяется.

Цифровая идентификация – это не просто дань моде, а необходимость. И если бизнес не хочет проиграть гонку технологий и остаться на обочине, о внедрении подобных систем нужно задуматься уже сейчас.

Владимир Меркушев, руководитель системы цифровой идентификации Digital ID

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.