«Смарт Заправка» представляет собой приложение, посредством которого водители могут платить за топливо, не покидая авто, а владельцы АЗС – запускать программы лояльности и другие маркетинговые акции. Проект был апробирован в декабре 2017 года в пилотном режиме на двух сетях АЗС в Караганде. На данный момент система работает уже в трех городах Казахстана: Нур-Султане, Алматы и Караганде, на 5 сетях АЗС, что составляет порядка 50 заправок.
О функциональности и преимуществах казахстанского стартапа в интервью корреспонденту «Капитал.kz» рассказал один из основателей и разработчиков приложения «Смарт Заправка» Бауыржан Толеу.
- Бауыржан, расскажите, пожалуйста, в чем заключается функциональность вашего приложения и сколько пользователей на сегодняшний день его уже скачали?
- В первую очередь «Смарт Заправка» это инструмент для увеличения продаж бензина и товаров при АЗС, затем канал коммуникации с водителями. Одна из функций приложения – информированность о целевых скидках и персональных предложениях от АЗС водителям; также приложение подразумевает приобретение электронных топливных карт для обслуживания корпоративных клиентов из разных городов и является автоматизированным инструментом маркетинга.
На сегодняшний день приложение скачали более 7 000 раз как в PlayMarket для Android, так и в Appstore для Iphone, но это небольшое количество, потому что пока мы не запускали рекламу.
В целом по автоматизации мы завершили то, что хотели сделать. Но, разумеется, продолжаем работать над усовершенствованием приложения, системы, дизайна и user experience. Основной акцент делаем на интеграции с новыми системами, АСУиТП, программным обеспечением по самим заправочным станциям с целью подключения большего количества АЗС.
Наш фокус сейчас сосредоточен на B2B-продажи для корпоративных клиентов.
- Какие инвестиции вы привлекли в проект и была ли оказана поддержка со стороны государства?
- Первые инвестиции в размере $50 тыс. мы приняли от «бизнес-ангела» еще до запуска текущего проекта, на стадии MVP.
Затем мы участвовали в программе международной акселерации StartUp Kazakhstan, реализуемой автономным кластерным фондом Tech Garden, где получили венчурные инвестиции в размере $20 тыс. В соответствии с этой программой нам назначили менторов, которые впоследствии помогали в продвижении и развитии нашего проекта.
За спиной также участие в конкурсе Astana Hub battle, там мы заняли 1-е место и выиграли $15 тыс. Сегодня Astana Hub оказывает нам дополнительную поддержку в виде безвозмездной аренды офисного пространства в коворкинге.
К тому же мы являемся участниками СЭЗ ПИТ «Алатау» и освобождены от налоговой нагрузки.
Касательно рентабельности нашего проекта говорить пока не приходится, но мы уже вышли на самоокупаемость.
- Вы собираетесь масштабироваться на международные рынки?
- Да, в ближайшей перспективе мы планируем масштабировать проект «Смарт Заправка». Уже подписали соглашения о сотрудничестве с международными партнерами в России и Европе.
В России мы вышли на разработчиков программ АСУиТП и договорились с ними о сотрудничестве по модели profit – sharing. Сегодня у этих компаний налажена огромная клиентская сеть, обслуживаются более 50 тыс. АЗС, из которых 7000 в России. Мы договорились, что они будут продвигать наш сервис среди своих клиентов, а за это мы заплатим им долю из общей прибыли.
Аналогично среди АЗС Казахстана мы тоже будем продвигать их услуги.
Себестоимость наших услуг не изменится, поскольку обслуживание будет осуществляться из Казахстана.
Пока по объемам и окупаемости в России, Европе и США сказать сложно, ведь основная наша задача на сегодня – наладить там инфраструктуру, подключить как можно большее количество станций для обслуживания, привлечь корпоративных клиентов, например, транспортные компании, которые курсируют между Россией и Казахстаном.
К концу 2019 года мы планируем выйти на российский рынок, в 2020-м на европейский и дальше будем двигаться по направлению к Америке.
- Конкуренции не боитесь?
- Конкуренции мы не боимся, потому что в мире бесконтактные безналичные платежи с мобильных приложений на АЗС практически не проводятся. С другой стороны, когда мы делаем это одни, то выступаем своего рода ледоколом, стремящимся поломать привычку людей и приучить их оплачивать на заправках таким способом, в этом смысле конкуренция наоборот нам может помочь.
Тем не менее у нас есть определенное преимущество перед конкурентами. Это то, что мы более глубоко внедряемся в работу с АЗС и интегрируемся на техническом уровне.
В целом в Казахстане есть аналогичные решения, например, smart-кошелек Senim, но он предоставляет сервис только частным клиентам, в то время как мы больше ориентируемся на корпоративных.
- Что вы могли бы посоветовать начинающим стартаперам?
- Стартап – это увлекательное путешествие, в ходе которого ты много узнаешь и многому учишься, но независимо от того насколько идея кажется сногсшибательной, в первую очередь, новым стартаперам я рекомендую начинать с customer development, то есть с опроса потенциальных клиентов: об их проблемах, как они их решают и т.д. Изначально создается мнение, что ваш проект взорвет рынок, но на самом деле выясняется, что населению или бизнесу более важны другие вещи, и тогда у вас будет возможность скорректировать направление деятельности.
В любом случае, не надо бояться преград, нужно идти только вперед.