USD
494.87₸
-0.330
EUR
520.65₸
-1.690
RUB
4.91₸
-0.030
BRENT
74.37$
+0.010
BTC
98043.90$

Цифровая трансформация: Казахстану нужны «быстрые проекты»

Бизнес не успевает за желаниями клиентов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Цифровая трансформация: Казахстану нужны «быстрые проекты»- Kapital.kz

В Алматы поговорили о цифровой трансформации: на Kazakhstan Technology Summit 2019 эксперты обсудили локальные и глобальные тренды технологического развития.

Ельдар Абдразаков, председатель Kazakhstan Growth Forum, обозначил системные вызовы, которые стоят перед казахстанскими компаниями в цифровую эпоху. Для малого бизнеса это прежде всего недостаток экспертизы по вопросам цифровой трансформации, предприятия остро нуждаются в «ликвидации цифровой безграмотности». Также малому бизнесу необходимо больше использовать облачные технологии, но существующие в республике ограничения тормозят полноценное применение облаков.

Средний бизнес, по мнению эксперта, очень инерционен. ИТ в бизнесе не должны быть просто ИТ, любой ИТ-процесс должен нести бизнес-функцию - что средний бизнес понимает далеко не всегда. Ельдар Абдразаков отметил, что в Казахстане у сектора МСБ много разработок по фронт-энд-решениям для клиентов, но сильное отставание по процессам бэк-офиса. Бизнес должен осознать важность «ad hoc команд», которые быстро собираются на проект, делают его и распадаются, такого умения у среднего бизнеса Казахстана пока нет, отмечает эксперт.

Основной проблемой казахстанского крупного бизнеса Ельдар Абдразаков считает самодостаточность: «компании варятся внутри себя, а им критически важно развивать партнерства». Большие организации погрязают в согласованиях и долгих обсуждениях, в то время как им надо учиться быстро разворачивать рабочие проекты с минимальной функциональностью. Приоритетом CEO должны стать цифровизация, проектный подход, процессы, построенные по методологии Agile.

С этим согласен Александр Ефимов, глава департамента аналитических и промышленных решений SAS по России и СНГ. «Основной задачей цифровой трансформации должно быть сокращение времени выхода любого нового продукта или сервиса на рынок – time to market, то есть проверка и выборка лучших работающих гипотез посредством Data Science», - считает эксперт. По данным McKinsey, только 8% из 1000 респондентов смогли перевести пилотные аналитические решения в стадию коммерческого использования. Но это нормально, ведь основная идея цифровизации предприятия, по мнению Александра Ефимова – это проверка гипотез, причем 60% гипотез Big Data не дойдут до внедрения. Также успех data driven компаний - в вовлечении высшего менеджмента в проекты по аналитике данных, считает он.

Эксперт поделился данными Gartner, согласно которым автоматизация процессов анализа должна к 2020 году занимать не менее 40% рынка Data Science. По сути, должна произойти «уберизация» процесса анализа, а к 2022 году непрерывные данные в реальном времени - Continuous Intelligence – будут занимать не менее 50% рынка, а также не менее 50% аналитических запросов будут генерироваться с помощью технологий обработки естественного языка, большое распространение такие системы получат в качестве внутренних чат-ботов в организациях, например, на заводе сотрудники смогут вести «диалог» с устройствами, которые будут отдавать данные о себе и свои параметры чат-ботам.

Антон Мусин, управляющий директор Accenture Казахстан, поделился своим взглядом на цифровую трансформацию в республиканском кредитно-финансовом секторе. С помощью новых технологий банки могут предоставлять новые, небанковские услуги. Все меньше клиентов хочет посещать отделение банков, все более востребованными становятся персональные услуги, «клиенты говорят - поменяйте конкретно для меня условия и функциональность сервиса», делится наблюдениями эксперт.

«В Казахстане на финансовом рынке мы наблюдаем давление на рентабельность и коммодитизацию финансовых продуктов – у всех сервисы становятся типовыми, одинаковыми, банкам трудно нащупать новые точки роста», - считает он. При этом на рынок финансовых услуг приходят новые компании, прежде всего технологические стартапы, старые банковские структуры вымываются с рынка, количество игроков сокращается. Нужна коллаборация финансовых компаний и технологических игроков, полагает Антон Мусин. Bigtech-компаниям становятся интересны нетипичные сервисы, в том числе финансовые, и в таких партнерствах возможен рост - на рынок Казахстана постепенно приходит модель взаимодействия банков с партнерами через открытый API, по технологии Open Banking.

При этом, по мнению эксперта, по доступности цифровых услуг Казахстан находится на высоком уровне, в том числе в сравнении с США, Западной Европой и Азией. Есть некоторое отставание в цифровых платежах и в доступе к банковским услугам: много людей, особенно в сельской местности, не имеют доступа к современным финансовым технологиям. «В Казахстане нет проблем по цифровой трансформации финансового сектора, присущих развитым рынкам, - говорит Антон Мусин. - Проблема Казахстана – в отсутствии культуры внедрения инноваций и мотивации управленческого состава. Надо повышать цифровую культуру сотрудников и развивать цифровые стратегии».

Прогрессу цифровой трансформации в Казахстане также мешает неготовность сетевой инфраструктуры, «аналоговый» подход к ее построению, отмечает Дмитрий Шустер, генеральный директор Cisco Казахстан. Распространение интернета вещей в разы увеличивает риски сетевой инфраструктуры, но сейчас никто не думает, что возможны вторжения через IoT, прежде всего угроза актуальна для корпоративного сектора, в котором проникновение подключенных к интернету устройств не меньше, чем в сегменте домашних пользователей. Надо менять отношение к инфраструктуре и ее трансформировать, предупреждает он, смещая акцент с оборудования на программно-определяемые сети.

Руслан Хамзин, лидер направления IoT из департамента по развитию бизнес-рынка Kcell, отмечает, что по прогнозам к 2025 году в Казахстане будет подключено к сети 100 млн устройств. Сотовые операторы видят большие перспективы в IoT, но массовое внедрение IoT в таких в отраслях, как ЖКХ или «умный город», зависит от поддержки государства, прежде всего от проработанности нормативно-правовой базы. «Если все пойдет, как есть сейчас, без централизации – процесс затянется. Однако в любом случае рано или поздно это случится, вопрос только в сроках», - подчеркивает он.

Глобальным взглядом на цифровое будущее поделился Тедди Холл, партнер Lippincott, эксперт в области инновационного развития. Он перечислил шесть глобальных трендов, которые будут влиять на бизнес и общество в ближайшем будущем.

Жизнь все большего количества людей будет проходить «в потоке» — они будут постоянно перемещаться, жить сразу в нескольких съемных квартирах (или комнатах) в разных городах и странах, будут уходить в прошлое понятия «личный автомобиль», «собственная недвижимость», доля экономики совместного потребления (shared economy) будет все больше, следовательно, будут расти платформы для управления этим – такие как Airbnb, более того, все больше вещей и процессов будут доступны «по запросу». «Уберизация» рынка труда будет расти: 40% американцев уже через несколько лет будут заняты частично, удаленно или работать на нескольких работах сразу. Множество услуг будут доступны онлайн, в том числе и самые неожиданные. Например, подключенная к интернету зубная щетка проинформирует вашего дантиста о возникновении кариеса, а интенсивность и частота чистки зубов повлияют на стоимость медицинской страховки в части стоматологии. Клиентские данные будут абсолютно прозрачны, более того, люди будут иметь возможность продавать компаниям данные о себе, и данные в этом контексте становятся более ценным активом, чем деньги. Вещи и технологии будут индивидуализированы: лекарство будет подстроено под уникальную ДНК, джинсы сшиты под индивидуальный размер, даже «умные обои» в квартирах научатся подстраиваться под настроение. Дополненная реальность в событиях, спортивных играх распространится еще больше.

Лейтмотивом Kazakhstan Technology Summit, пожалуй, стало выражение «time to market»: бизнес не успевает за изменениями желаний клиентов, поэтому принципиально важным становится умение организаций меняться и предлагать новые продукты в максимально короткие сроки.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.