В Алматы поговорили о цифровой трансформации: на Kazakhstan Technology Summit 2019 эксперты обсудили локальные и глобальные тренды технологического развития.
Ельдар Абдразаков, председатель Kazakhstan Growth Forum, обозначил системные вызовы, которые стоят перед казахстанскими компаниями в цифровую эпоху. Для малого бизнеса это прежде всего недостаток экспертизы по вопросам цифровой трансформации, предприятия остро нуждаются в «ликвидации цифровой безграмотности». Также малому бизнесу необходимо больше использовать облачные технологии, но существующие в республике ограничения тормозят полноценное применение облаков.
Средний бизнес, по мнению эксперта, очень инерционен. ИТ в бизнесе не должны быть просто ИТ, любой ИТ-процесс должен нести бизнес-функцию - что средний бизнес понимает далеко не всегда. Ельдар Абдразаков отметил, что в Казахстане у сектора МСБ много разработок по фронт-энд-решениям для клиентов, но сильное отставание по процессам бэк-офиса. Бизнес должен осознать важность «ad hoc команд», которые быстро собираются на проект, делают его и распадаются, такого умения у среднего бизнеса Казахстана пока нет, отмечает эксперт.
Основной проблемой казахстанского крупного бизнеса Ельдар Абдразаков считает самодостаточность: «компании варятся внутри себя, а им критически важно развивать партнерства». Большие организации погрязают в согласованиях и долгих обсуждениях, в то время как им надо учиться быстро разворачивать рабочие проекты с минимальной функциональностью. Приоритетом CEO должны стать цифровизация, проектный подход, процессы, построенные по методологии Agile.
С этим согласен Александр Ефимов, глава департамента аналитических и промышленных решений SAS по России и СНГ. «Основной задачей цифровой трансформации должно быть сокращение времени выхода любого нового продукта или сервиса на рынок – time to market, то есть проверка и выборка лучших работающих гипотез посредством Data Science», - считает эксперт. По данным McKinsey, только 8% из 1000 респондентов смогли перевести пилотные аналитические решения в стадию коммерческого использования. Но это нормально, ведь основная идея цифровизации предприятия, по мнению Александра Ефимова – это проверка гипотез, причем 60% гипотез Big Data не дойдут до внедрения. Также успех data driven компаний - в вовлечении высшего менеджмента в проекты по аналитике данных, считает он.
Эксперт поделился данными Gartner, согласно которым автоматизация процессов анализа должна к 2020 году занимать не менее 40% рынка Data Science. По сути, должна произойти «уберизация» процесса анализа, а к 2022 году непрерывные данные в реальном времени - Continuous Intelligence – будут занимать не менее 50% рынка, а также не менее 50% аналитических запросов будут генерироваться с помощью технологий обработки естественного языка, большое распространение такие системы получат в качестве внутренних чат-ботов в организациях, например, на заводе сотрудники смогут вести «диалог» с устройствами, которые будут отдавать данные о себе и свои параметры чат-ботам.
Антон Мусин, управляющий директор Accenture Казахстан, поделился своим взглядом на цифровую трансформацию в республиканском кредитно-финансовом секторе. С помощью новых технологий банки могут предоставлять новые, небанковские услуги. Все меньше клиентов хочет посещать отделение банков, все более востребованными становятся персональные услуги, «клиенты говорят - поменяйте конкретно для меня условия и функциональность сервиса», делится наблюдениями эксперт.
«В Казахстане на финансовом рынке мы наблюдаем давление на рентабельность и коммодитизацию финансовых продуктов – у всех сервисы становятся типовыми, одинаковыми, банкам трудно нащупать новые точки роста», - считает он. При этом на рынок финансовых услуг приходят новые компании, прежде всего технологические стартапы, старые банковские структуры вымываются с рынка, количество игроков сокращается. Нужна коллаборация финансовых компаний и технологических игроков, полагает Антон Мусин. Bigtech-компаниям становятся интересны нетипичные сервисы, в том числе финансовые, и в таких партнерствах возможен рост - на рынок Казахстана постепенно приходит модель взаимодействия банков с партнерами через открытый API, по технологии Open Banking.
При этом, по мнению эксперта, по доступности цифровых услуг Казахстан находится на высоком уровне, в том числе в сравнении с США, Западной Европой и Азией. Есть некоторое отставание в цифровых платежах и в доступе к банковским услугам: много людей, особенно в сельской местности, не имеют доступа к современным финансовым технологиям. «В Казахстане нет проблем по цифровой трансформации финансового сектора, присущих развитым рынкам, - говорит Антон Мусин. - Проблема Казахстана – в отсутствии культуры внедрения инноваций и мотивации управленческого состава. Надо повышать цифровую культуру сотрудников и развивать цифровые стратегии».
Прогрессу цифровой трансформации в Казахстане также мешает неготовность сетевой инфраструктуры, «аналоговый» подход к ее построению, отмечает Дмитрий Шустер, генеральный директор Cisco Казахстан. Распространение интернета вещей в разы увеличивает риски сетевой инфраструктуры, но сейчас никто не думает, что возможны вторжения через IoT, прежде всего угроза актуальна для корпоративного сектора, в котором проникновение подключенных к интернету устройств не меньше, чем в сегменте домашних пользователей. Надо менять отношение к инфраструктуре и ее трансформировать, предупреждает он, смещая акцент с оборудования на программно-определяемые сети.
Руслан Хамзин, лидер направления IoT из департамента по развитию бизнес-рынка Kcell, отмечает, что по прогнозам к 2025 году в Казахстане будет подключено к сети 100 млн устройств. Сотовые операторы видят большие перспективы в IoT, но массовое внедрение IoT в таких в отраслях, как ЖКХ или «умный город», зависит от поддержки государства, прежде всего от проработанности нормативно-правовой базы. «Если все пойдет, как есть сейчас, без централизации – процесс затянется. Однако в любом случае рано или поздно это случится, вопрос только в сроках», - подчеркивает он.
Глобальным взглядом на цифровое будущее поделился Тедди Холл, партнер Lippincott, эксперт в области инновационного развития. Он перечислил шесть глобальных трендов, которые будут влиять на бизнес и общество в ближайшем будущем.
Жизнь все большего количества людей будет проходить «в потоке» — они будут постоянно перемещаться, жить сразу в нескольких съемных квартирах (или комнатах) в разных городах и странах, будут уходить в прошлое понятия «личный автомобиль», «собственная недвижимость», доля экономики совместного потребления (shared economy) будет все больше, следовательно, будут расти платформы для управления этим – такие как Airbnb, более того, все больше вещей и процессов будут доступны «по запросу». «Уберизация» рынка труда будет расти: 40% американцев уже через несколько лет будут заняты частично, удаленно или работать на нескольких работах сразу. Множество услуг будут доступны онлайн, в том числе и самые неожиданные. Например, подключенная к интернету зубная щетка проинформирует вашего дантиста о возникновении кариеса, а интенсивность и частота чистки зубов повлияют на стоимость медицинской страховки в части стоматологии. Клиентские данные будут абсолютно прозрачны, более того, люди будут иметь возможность продавать компаниям данные о себе, и данные в этом контексте становятся более ценным активом, чем деньги. Вещи и технологии будут индивидуализированы: лекарство будет подстроено под уникальную ДНК, джинсы сшиты под индивидуальный размер, даже «умные обои» в квартирах научатся подстраиваться под настроение. Дополненная реальность в событиях, спортивных играх распространится еще больше.
Лейтмотивом Kazakhstan Technology Summit, пожалуй, стало выражение «time to market»: бизнес не успевает за изменениями желаний клиентов, поэтому принципиально важным становится умение организаций меняться и предлагать новые продукты в максимально короткие сроки.