Как стало известно «Капитал.kz», в Казахстане перестала работать мобильная система приема платежей Pay-me. Редакция связалась с головным офисом системы в Москве, однако в оперативном комментарии нам было отказано.
Андрей Ким, руководивший казахстанским филиалом Pay-me с 2012 по 2017 годы и вышедший из проекта по истечении контракта, высказал предположение, что проекту не смогли подобрать адекватную задачам команду. По его словам, приложение развивалось очень динамично, в русле всех современных тенденций, включая мобильные бесконтактные инструменты приема платежей.
Недостаточность технологических и финансовых ресурсов — одна из главных причин слабого проникновения цифровых платежных инструментов в сферу малого и среднего бизнеса, считает Рустем Сыздыков, заместитель председателя совета Форума предпринимателей Казахстана. Большинство предлагаемых на рынке устройств решают очень узкую задачу. Это кассовые аппараты, осуществляющие передачу данных в комитет госдоходов или пос-терминалы, позволяющие принимать оплату по картам. Они не дают прямой выгоды и преимуществ бизнесу предпринимателя, а лишь воспринимается как дополнительная нагрузка. По этой причине предприниматели стараются работать по старинке, ведя учет в тетради, а то и вовсе без него. Если бы к делу подключились крупные мировые разработчики и компании, они могли бы предложить «магазинам у дома» цифровые решения, которые позволяли бы управлять торговлей буквально «в два клика». И возможно выполнили бы всю образовательно-подготовительную часть, требующую масштабного охвата массового предпринимательства.
Современный успешный предприниматель — это, как правило, человек старше 40 лет. Ему очень сложно отказаться от привычного формата работы. Но сделать это следует, потому что цифровизация сильно поменяет рынок. Это мнение высказал Дмитрий Казанцев, директор Республиканского центра помощи предпринимателям.
«Капитал.kz» продолжает исследование процессов цифровизации сферы малого и среднего бизнеса. На минувшей неделе мы обобщили данные первого полномасштабного исследования цифровизации рынка МСБ страны. Напомним главный итог: в «сером» сегменте торговли страны вращаются 70% из 15 трлн тенге. Лишь 3% предпринимателей используют цифровые инструменты. Желание работать по старинке продавцы объясняют отсутствием практической пользы от предлагаемого оборудования.
Как изменить тенденцию? «Капитал.kz» опросил экспертов.
Форум предпринимателей: нам выгодно обелить рынок
Один из авторов исследования — Форум предпринимателей Казахстана. «Наш интерес в том, чтобы максимально обелить рынок. Нелегальные игроки получают конкурентное преимущество для развития своей доли рынка. Малому предпринимателю, живущему в неоцифрованном пространстве, выгодно „легализовать витрину“ и продавать „серый“ товар, получая на этом большую маржинальность», — объясняет Рустем Сыздыков.
Заказчик исследования — министерство национальной экономики. «Одна из задач программы «Цифровой Казахстан» — развитие цифрового финансового сектора, через 3 года он должен увеличиться на 20−30%. «Динамика использования пластиковых карт впечатляющая. Но этот процесс скоро упрется в потолок возможностей, — говорит Рустем Сыздыков. — Архитектура системы подразумевает высокую комиссию, которая ложится на продавца, особенно если терминал магазина и карточка покупателя обслуживаются разными банками. Это один из ключевых барьеров на пути развития системы».
Текущая доля использования платежных карт в торговле страны — 11−14%, в основном это вклад крупных магазинов. Почему «магазины у дома» игнорируют цифровые решения? «Государство должно создать конкуренцию в платежном рынке, чтобы снизить эквайринговые комиссии для предпринимателя, — вот главная стратегическая задача, — считает Рустем Сыздыков. — Также важно включить в построение прозрачной экосистемы и потребителя, учесть его интересы. К примеру, стимулировать пользование картами накоплением бонусов на налоговом счете, которые можно использовать на вычет налоговых обязательств. Надо проводить государственные чековые лотереи. Должно быть много инструментов, учитывающих интересы и покупателей, и предпринимателей».
Ключевой недостаток большинства предлагаемых цифровых решений — это простое воспроизводство кассовой машины с функцией передачи данных в КГД в онлайн-режиме. Требуется расширение функционала программами полноценного управления бизнесом. Тогда предприниматели получат не просто инструмент управления бизнесом, но и взаимодействия с контрагентами, банками и государственными структурами. «Мы предлагаем снижение налогов по безналичным оборотам, но вряд ли государство сделает такой шаг. Уровень налоговой нагрузки для малого бизнеса достаточно низкий, — говорит Рустем Сыздыков. — Поэтому важны инструменты господдержки, например, прямые субсидии на внедрение технологий. Любой предприниматель оценит удобство, когда сможет сдать налоговую отчетность нажатием двух кнопок. Если же в обмен на участие в прозрачной системе открыть предпринимателю доступ к дешевому беззалоговому оборотному финансированию, рынок естественным образом выйдет на новый уровень».
Выгодные кредиты через цифровые системы
Андрей Ким после ухода из проекта Pay-me занялся выращиванием яблок сорта алматинский апорт. Он вспоминает, что в 2012 году, когда Pay-me появился на рынке Казахстана, в стране было 7 млн держателей платежных карт и 10 тыс. терминалов. Банки искали продукт, который можно было бы быстро запустить и успешно масштабировать, и появление Pay-me встретили с оптимизмом.
По планам, компания должна была за 5 лет запустить на рынок 10 тыс. мобильных терминалов, удалось внедрить 12 тыс. «Мы думали о расширении функционала, предусматривающего анализ движения средств и товаров, статистические отчеты, но до промышленного образца не дошли. Нет сомнений, что именно за такими проектами будущее», — вспоминает Андрей Ким.
В качестве главного стимула, который мог бы побудить предпринимателей активно подключаться к онлайн-системам, эксперт называет низкую процентную ставку займа. «Сегодня все определяет кредитная процентная ставка. Предприниматель платит налоги, но при этом становится философом, потому что не видит пользы для рынка, для себя. Возможно, он получит стимул для внедрения цифровых инструментов, если в ответ получит доступ к дешевым кредитам», — считает Андрей Ким.
Цифровые инструменты ясно показывают выгоду
Пройдет 5 лет, и рынок торговли претерпит необратимые изменения, практически полностью уйдя в интернет, считает Дмитрий Казанцев. «Динамика такова, что „барахольный“ бизнес умирает. Сотни предпринимателей закрывают торговлю, на смену им приходит молодое поколение бизнесменов, готовых к цифровизации. Они не берут в аренду помещения, используя преимущества интернет-продвижения. Они экономят сотни тысяч тенге, а клиенты экономят свое время», — говорит эксперт.
Дмитрий Казанцев считает, что современные цифровые инструменты в торговле играют важную роль. «Автоматизация помогает точно знать свои обороты и доходы, учитывать остатки и понимать пользовательский запрос, понимать, где у него „текут“ деньги, — говорит эксперт. — Раньше автоматизация бизнеса стоила огромных денег, не каждый мог себе это позволить. Сейчас готовое программное обеспечение можно получить за несколько тысяч тенге в месяц».
Цифровые инструменты помогут решить еще одну проблему торговли — качество сервиса. «У нас принято мало платить продавцам, отсюда и низкий уровень сервиса. При этом предприниматель понимает, что низкие зарплаты провоцируют работников на воровство. Автоматизация помогает ясно понять, что выгодно бизнесу, это положительно отражается на всех процессах», — заключает Дмитрий Казанцев.