USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96305.80$
-773.700

Трехскоростные ИТ, «золотой профиль» клиента и in-memory

Как адаптировать «унаследованные» ИТ-системы под работу современных цифровых сервисов

Share
Share
Share
Tweet
Share
Трехскоростные ИТ, «золотой профиль» клиента и in-memory- Kapital.kz

Требования к скорости работы онлайн-сервисов повышаются: клиенты привыкли совершать транзакции моментально, делать покупки в пару кликов и сразу получать ответы на свои вопросы. При этом пользовательские и бизнес-приложения компаний становятся сложнее и тяжелее — растет количество клиентов и объем обрабатываемой информации. Текущей ИТ-инфраструктуре сложно поддерживать работоспособность и быстродействие высоконагруженных сервисов. Как адаптировать ИТ-ландшафт компании к новым вызовам без его кардинальной перестройки?

Тысячи людей одновременно просматривают товары и делают покупки, совершают финансовые операции, задают вопросы в чате или переписываются в мессенджере. Интернет-магазины, онлайн-банки и другие цифровые сервисы должны моментально и без остановки обрабатывать их действия.

Высокая нагрузка может быть и во внутренних системах компании — CRM, аналитических инструментах и корпоративных сервисах. Например, интернет-портал для сотрудников со встроенным мессенджером или бизнес-приложением для работы колл-центра с информацией о клиентах.

Нагрузка на цифровые сервисы продолжит увеличиваться, и тому есть несколько причин.

Растет количество данных, которые генерирует, агрегирует и использует бизнес. Так, по подсчетам IDC, количество информации в мире вырастет с 64,2 зеттабайт в 2020 году до 175 зеттабайт к 2025 году. Данные о клиентах становятся все более подробными. Теперь недостаточно знать имя и возраст человека, важно хранить историю его покупок и совершаемых действий для того, чтобы обеспечить персонализированное обслуживание.

Увеличивается количество пользователей онлайн-сервисов. Например, казахстанский рынок e-commerce за 2021 год вырос до  1 трлн тенге. Это на 75% больше объема рынка в 2020 году или в 3 раза больше относительно 2019 года, показало исследование PwC. 91% покупок совершено со смартфонов. 83% всех безналичных платежей в республике осуществляется с помощью мобильного или онлайн-банкинга, подсчитали в Нацбанке РК.

Растет количество запросов к системам. Если еще несколько лет назад банкам хватало пропускной способности инфраструктуры в 5 тыс. запросов в секунду, то сейчас в связи с развитием онлайн-банкинга нужно в десятки и сотни раз больше. ИТ-инфраструктура большинства крупных компаний сформировалась 10-15 лет назад. В ее основе базы данных и информационные системы (ERP, CRM, биллинговые), которые предназначены для поддержания бизнес-процессов в офлайне и не рассчитаны на поддержку онлайн-бизнеса.  Из-за этого компании сталкиваются с задержками и сбоями в работе своих сервисов. Это, в свою очередь, влияет на клиентский опыт. Например, покупатель может положить в корзину товар, которого уже нет на складе.

Концепция трехскоростных ИТ

Заменить корневые системы или перекроить ИТ-инфраструктуру крупной компании — задача практически нереализуемая. Придется остановить деятельность, что в условиях онлайн-продаж невозможно. По стоимости такой проект будет сопоставим с инвестициями в запуск нового бизнеса.

Но выход есть — концепция трехскоростных ИТ, которая позволяет ускорить существующую инфраструктуру без ее кардинальной перестройки. В основе трехскоростной инфраструктуры находятся источники данных компании, которые хранятся и обрабатываются в корневых системах. В верхнем слое — высоконагруженные пользовательские сервисы — мобильное приложение, личный кабинет, онлайн-магазин, система аналитики или интеграция с колл-центром. Для промежуточного слоя подойдет резидентная база данных или in-memory платформа — она хранит и обрабатывает все данные в оперативной памяти. Таким образом, для получения ответа на запрос сервису не придется каждый раз обращаться к корневым системам и ждать их отклика. Вся необходимая для быстрой работы  информация доступна в промежуточном слое.

Такой подход позволяет компаниям повысить скорость работы и производительность ключевых систем и сервисов — в короткие сроки и без глубокой перестройки инфраструктуры. Применение технологий in-memory в качестве промежуточного слоя — один из ключевых трендов в работе с большими данными сегодня.

Кейсы: как на практике работает средний слой

Разберем три реальных сценария, когда концепция трехскоростных ИТ помогла запустить новое цифровое решение на существующей инфраструктуре.

1. Интеграция крупного ретейлера с сервисом доставки

Компании из сферы розничной торговли активно развивают цифровые каналы продаж — запускают собственные сервисы и интегрируются в партнерские. Так, крупный ретейлер решил организовать новый канал сбыта с помощью сервиса экспресс-доставки еды из своих магазинов. Однако у ретейлера возникла техническая сложность: не было точки для интеграции корпоративных ИТ-систем, где хранятся данные о товарах и остатках, с сервисом экспресс-доставки. Встал вопрос о полной перестройке ИТ-инфраструктуры под новое направление, что откладывало запуск проекта на неопределенное время.

В условиях, когда рынок стремительно развивается, медлить нельзя. Поэтому нашли другой путь: создали средний слой на основе in-memory платформы, который связал критические ИТ-системы компании с сервисом экспресс-доставки.

2. Запуск «золотого профиля» клиента

Банки, ретейлеры и телеком-операторы взаимодействуют с клиентами по разным каналам. Чтобы делать персонализированные предложения и быстрее обслуживать клиентов в колл-центре, им важно собирать всю историю взаимодействия с каждым пользователем в одном месте — вне зависимости от формата и источника этих данных.

Так, чтобы быстрее обслуживать клиентов, крупный банк создал решение, которое собирает и хранит оперативные данные из внутренних систем. Бизнес-приложения, с которыми работают сотрудники контакт-центра, обращаются не напрямую ко внутренним системам, а к промежуточному слою. Клиентские данные хранятся в оперативной памяти, что позволяет специалистам получать к ним доступ мгновенно. Скорость передачи данных между нижним слоем и бизнес-приложениями выросла в 50 раз.

3. Маркетинг в режиме реального времени

Компаниям важно персонализировать взаимодействие с клиентом, делать своевременные и соответствующие интересам пользователя предложения, фактически в режиме реального времени. Такой подход предполагает, что персонализированные предложения формируются автоматически — на основе анализа профиля клиента и истории его взаимодействия с бизнесом или продуктом. Его проблематично реализовать на инфраструктуре, которая изначально создавалась под другие задачи и скорости.

Телеком-операторы используют системы поддержки бизнеса (BSS), которые позволяют вести аккаунты абонентов, следить за потреблением услуг и выставлять счета. С ростом количества пользователей и предоставляемых услуг доступность и отказоустойчивость этих систем снижается. Чтобы персонализировать подход к каждому клиенту и быстро реагировать на их действия, крупный оператор создал витрины данных на основе in-memory технологий. Они хранят информацию об актуальных продуктах пользователя, на основе которой считаются расходы и автоматически делаются персонализированные коммерческие предложения.

In-memory технологии позволяют трансформировать бизнес «на лету» — в сжатые сроки и без фундаментальных инвестиций. Эволюционное развитие ИТ-инфраструктуры в рамках концепции трехскоростных ИТ — это наиболее эффективный на сегодня способ получить высокий уровень производительности систем, которого требуют современные высоконагруженные сервисы.

Арман Нурушев, руководитель представительства в Казахстане VK Цифровые технологии

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.