USD
516.93₸
+8.880
EUR
542.52₸
+7.700
RUB
4.98₸
-0.080
BRENT
73.57$
-0.070
BTC
100750.00$
-721.000

За первое полугодие объем рынка е-commerce достиг 1,45 трлн тенге

По сравнению с аналогичным периодом 2023 года показатель вырос на 61%

Share
Share
Share
Tweet
Share
Фото: Валерия Змейкова

Фото: Валерия Змейкова

В первой половине 2024 года рынок розничной электронной коммерции в Казахстане продемонстрировал устойчивый рост, продолжив динамику, заложенную в 2023 году. Объем рынка достиг 1,45 трлн тенге, увеличившись на 61% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz со ссылкой на исследование Strategy&, которая является частью глобальной сети PwC.

«Проникновение электронной коммерции составило 16,6%, что на 5,1 п.п. выше уровня первой половины 2023 года. Таким образом, Казахстан ускоренно приближается к среднемировому уровню проникновения электронной коммерции в 20,1%, опережая глобальный темп роста в 8,4%. Условия для развития рынка электронной коммерции остаются благоприятными благодаря возрастающему проникновению интернета и цифровизации финансового сектора. Местные продавцы используют маркетплейсы для расширения аудитории и оптимизации затрат, а потребители выигрывают от разнообразия предложений и улучшения условий доставки», - комментирует результаты исследования партнер Strategy& и лидер консультационной практики в регионе Евразия Наталья Лим.

Она подчеркивает, что конкуренция выступает важным драйвером развития рынка: как локальные, так и международные маркетплейсы активно расширяют присутствие, развивая логистику, увеличивая количество пунктов выдачи заказов и постоматов и предлагая удобные финансовые инструменты, такие как рассрочка.

Ключевые показатели:

За первое полугодие объем рынка е-commerce достиг 1,45 трлн тенге 3555262 - Kapital.kz

Проникновение электронной коммерции уверенно растет

В первой половине 2024 года общий объем розничной электронной коммерции достиг 1 447 млрд тенге (+61% YoY), что эквивалентно 3,2 млрд долларов. Доля розничной электронной торговли также увеличилась с 13,3% во втором полугодии 2023 года до 16,6% в первом полугодии 2024 года. Количество сделанных покупок/транзакций выросло до 70,8 млн (+97% YoY), тогда как средний чек снизился до 20,4 тыс. тенге (-18% YoY) или 45,5 доллара (-17% YoY). Падение среднего чека свидетельствует о все большем проникновении электронной коммерции в повседневную жизнь – доля розничной электронной коммерции в общем объеме розничной торговли в Казахстане составила 16,6% (+5.1 п.п. YoY).

Ключевые показатели рынка электронной коммерции

Стремительный рост рынка электронной коммерции обусловлен рядом факторов, связанных с изменением потребительского поведения, где драйвером являются высокая занятость и отсутствие времени на офлайн-покупки, развитием цифровой и логистической инфраструктуры, высоким уровнем проникновения интернета (92,3%) и хорошим выбором товаров на электронных площадках, что делает онлайн-покупки более удобными для людей. Маркетплейсы по-прежнему остаются ключевым драйвером розничного рынка. Важным фактором их конкурентоспособности стали: активная трансграничная торговля (онлайн-площадки предлагают более широкий ассортимент), ценовая политика (в том числе скидки, акции, бонусы), улучшенный процесс доставки (срок доставки сократился и выросло количество пунктов выдачи заказов), удобные условия BNPL (Buy Now Pay Later - с оплатой в периоде 12 и 24 месяцев).

Маркетплейсы усиливают позиции на рынке

В первой половине 2024 года выручка как местных, так и международных игроков рынка выросла, при этом тенденция к увеличению доли маркетплейсов, наблюдавшаяся в 2023 году, сохранилась. Продажи через маркетплейсы достигли 89% от общего объема розничной электронной торговли в тенге (+4 п.п. в сравнении с первым полугодием 2023 года), а доля транзакций увеличилась до 93% (+2 п.п.).

Местные маркетплейсы удерживают лидирующую долю на рынке по объему продаж в тенге – 66% от объема всей розничной электронной коммерции в Казахстане. В то же время международные маркетплейсы активно наращивают присутствие в Казахстане, привлекая покупателей конкурентными ценами. Рост продаж в тенге на этих платформах составил почти 96% в годовом выражении, а количество транзакций увеличилось на 103%.

За первое полугодие объем рынка е-commerce достиг 1,45 трлн тенге 3555270 - Kapital.kz

Анализ динамики объемов розничной электронной коммерции по кварталам показывает, что в первой половине 2024 года рынок электронной коммерции демонстрировал уверенный рост по сравнению с аналогичными кварталами 2023 года. Однако темпы прироста оказались ниже, чем в предыдущем году. Это снижение частично объясняется эффектом высокой базы: в 2023 году рынок активно восстанавливался после турбулентностей 2022 года, демонстрируя рекордные темпы.

В первом полугодии 2024 года количество транзакций выросло на 97% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, увеличившись с 36 млн до 70,8 млн единиц. Наибольший прирост зафиксирован в первом квартале, где показатель вырос на 114% год к году. Широкий ассортимент товаров повседневного спроса, низкий порог заказа, а также акции и скидки делают онлайн-покупки доступнее и удобнее, что способствует росту частоты покупок и увеличению числа транзакций.

Средний чек снижается третий год подряд

В первом полугодии 2024 года средний чек в электронной коммерции Казахстана достиг своего исторического минимума – 20,4 тыс. тенге, что демонстрирует снижение на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Такая динамика связана с изменениями в структуре приобретаемых товаров и предпочтениями потребителей. Рынок электронной коммерции продолжает расти, но одновременно меняется характер покупок. Если ранее значительную долю среднего чека формировали крупные товары, такие как бытовая техника и электроника, то сейчас наблюдается смещение в сторону более мелких и недорогих позиций. Покупатели все чаще выбирают товары, которые удовлетворяют повседневные потребности, что объясняется расширением ассортимента и развитием доставки, особенно последней мили.

Отмечается рост онлайн-продаж в таких категориях, как лекарства, косметика, товары для дома и e-grocery. Увеличение доли этих категорий в общей структуре онлайн-продаж повлияло на снижение среднего чека, так как все больше потребителей предпочитают покупать товары повседневного использования через интернет.

Продавцы на маркетплейсах также вносят вклад в динамику среднего чека. Стремление привлечь новых покупателей приводит к расширению ассортимента товаров и акценту на доступность. Многие продавцы снижают цены и ориентируются на товары, которые чаще покупаются, но имеют более низкую стоимость. Это помогает увеличивать объем продаж, но снижает среднюю стоимость транзакций.

За первое полугодие объем рынка е-commerce достиг 1,45 трлн тенге 3555277 - Kapital.kz

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.