Рынок электронной розничной коммерции в Казахстане продолжил значительный рост в 2021 году, составив более 1 трлн тенге. Это на 75% больше объема рынка в 2020 году или в 3 раза больше относительно 2019 года. Об этом говорится в исследовании «Анализ рынка розничной электронной коммерции в Казахстане за 12 месяцев 2021 года», которое провела компания PwC Kazakhstan совместно с Ассоциацией Цифровой Казахстан, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«Это действительно знаковое событие. За 2 года (2020-2021) рынок поднялся с 327 млрд (в 2019 году) до более 1 трлн тенге. Мы писали, что потребитель стал ценить время и безопасность, что значительно повлияло на формат ведения бизнеса, все практически перешли в онлайн. Более того, сам бизнес осознал, что онлайн гораздо эффективнее с точки зрения расходов и покрытия», - прокомментировала руководитель проекта Наталья Лим, партнер PwC Казахстан, лидер консультационной практики по региону Евразия.
Если рассматривать годовое изменение, то можно сказать, что темпы роста рынка замедлились: например, в 2020 году объем рынка увеличился примерно на 82%, если сравнивать с 2019 годом. Если же сравнивать полугодичные изменения, то наблюдается интересный тренд - объем рынка в первом полугодии 2021 года вырос всего на 7% по сравнению с предыдущим полугодием (то есть со вторым полугодием 2020 года).
Количество транзакций также увеличилось на 45% относительно 2020 года и составило более 37 млн, сумма среднего чека в тенге увеличилась на 20%. Для сравнения: в 2020 году увеличение суммы среднего чека составило более 50% относительно 2019 года.
Пандемия вывела рынок розничной электронной коммерции в Казахстане на новый уровень. Мобильные приложения маркетплейсов и онлайн-магазинов продолжают развиваться, становиться все более удобными в использовании и предлагать еще больше категорий товаров. Об этом говорят и результаты анализа, показавшие примерную долю покупок через мобильные устройства в 93% за 12М2021. Для сравнения: в первом полугодии 2021 года мобильные покупки достигли 91% от общего объема продаж. Средний чек при мобильных покупках в 2021 году также вырос по сравнению с 2020 годом. Рост среднего чека составил 20%. В 2020 году годовое увеличение среднего чека составило 12% относительно 2019 года.
Общий объем продаж за год вырос на 75%, с 596 млрд тенге в 2020 году до 1 040 млрд тенге в 2021 году. Понятно, что в 2020 году воздействие пандемии дало скачок развитию электронной коммерции как на казахстанском, так и на мировом рынке. Последствия пандемии остаются важным фактором, влияющим на развитие рынка, однако значительный рост продаж в 2021 году можно объяснить и другими факторами. К примеру, развитие новых технологий на рынке безналичных платежей, государственная поддержка среднего и малого бизнеса в сфере электронной коммерции, выход новых игроков на местный рынок, а также возрастающий экспорт казахстанских предпринимателей на международных площадках электронной коммерции.
В целом в 2021 году наблюдалось увеличение количества транзакций, достигшее 37 млн единиц, что на 45% выше, чем в 2020 году.
С полным исследованием можно ознакомиться по ссылке.
Участниками исследования стали крупнейшие игроки рынка из сектора розничной торговли. В числе респондентов - Mechta.kz, AliExpress Россия, Kaspi.kz, Leroy Merlin Казахстан, Halyk Market, Ozon Marketplace в Казахстане и другие респонденты, пожелавшие сохранить конфиденциальность.