В центре гражданских инициатив прошел круглый стол по вопросам строительства в Нур-Султане школ международного уровня. Представители нескольких инклюзивных сообществ, в числе которых – фонды «КАМЕДА», «Ана құшағы», «Мир равных возможностей», «Мама Про», Co-make, «Ерекше балалар», «Центр семейного успеха», объединения - «Общество детей-инвалидов, г. Нур-Султан», «Молодежное общество инвалидов» и «Общество инвалидов TIFLOSMART», а также компания BI Group, обсудили вопрос нехватки ученических мест по стране, в том числе для маломобильных граждан.
Основная проблема, с которой сталкиваются родители особенного ребенка – это отсутствие доступа к качественному образованию. Не все учебные заведения с точки зрения архитектуры готовы принимать таких учеников. А с учетом урбанизации их число в крупных городах растет. Надия Боранбаева, которая представляла на встрече фонд Co-make, уже более 5 лет занимается коррекцией детей дошкольного возраста с различными нарушениями. По ее словам, проект BINOM актуален не только в столице, но и в регионах.
Надия Боранбаева, представитель общественного фонда Co-make:
- Семьи с особенными детками зачастую уезжают с насиженных мест туда, где более развита сеть реабилитационных центров, больниц, доступны квоты. Соответственно, возникает социальная неустроенность. Поэтому мы поддерживаем реализацию этих объектов. Учитывая все технические моменты, медицинское сопровождение, оснащение кабинетов, я думаю, образовательные пакеты будут организованы на высшем уровне. Так как знаю BI Group не понаслышке. К тому же мы как эксперты можем помочь развитию данных школ, внедрив в программу обучения свою запатентованную методику.
О повсеместном внедрении инклюзивного образования в Казахстане говорят уже давно. Но пока, судя по официальным данным, условия для детей с особыми потребностями созданы лишь в 60% учебных заведений. Для сравнения: в 2017 году в школы ходили чуть более 60 тыс. учеников с ООП, в 2020-м уже свыше 161 тыс. Пандемия не вечна, поэтому вопрос доступности объектов для людей с ограниченными возможностями должен стоять на первом месте.
Махаббат Еспенова, руководитель Центра гражданских инициатив, г. Нур-Султан, директор ОФ «КАМЕДА»:
- Если говорить о том, что мы двигаемся к целям устойчивого развития ООН, необходимо всегда говорить об инклюзии. То есть о включении в образовательный процесс различных групп детей. Проект BI Group – школа BINOM – это уникальная возможность создать, внедрить и показать, как минимум всему Казахстану модель современной государственной школы. Общественники с радостью приняли такую инициативу BI Group и дали свои рекомендации, которые основаны на ежедневном опыте работы с людьми с особыми потребностями.
Пилотный продукт BINOM Schools, по словам авторов проекта, должен стать флагманом качественного образования в стране. В школах международного уровня для детей с ООП будет создано все необходимое: лифты, подъемники, специальные туалеты и кнопка вызова персонала, пологие пандусы, тактильные полосы, безпороговые входные двери шириной 1,5 м, настенные опорные поручни, медицинский пункт со своим педиатром, оборудование для занятий адаптивной физической культурой и многое другое.
Фархат Катренов, руководитель ОО «Общество инвалидов TIFLOSMART»:
- Вы сделали столы с регулируемой высотой, это хорошо. Но есть ребята, у которых поясница больная или дети с ДЦП. Вот они посидели часа два, потом им нужно вставать. Если передние парты занижены, задние 3-4 должны быть уже повыше, чтобы ученик мог встать и облокотиться об нее для снятия нагрузки. Это важно предусмотреть.
Перед началом обучения все сотрудники компании и персонал школы пройдут специальные курсы по ценностям проекта BINOM Schools. Учебные заведения бесплатны и доступны для каждого, набор в 1-й класс открыт, заявку можно подать на сайте mektep.snation.kz/kz/tko.
Шолпан Кадырова, управляющий директор компании BINOM Schools:
- Сейчас нами разрабатывается пул дополнительных занятий, дефектологов. В учебных заведениях будет действовать политика безопасной еды, а приоритетами школьной культуры станут – забота и уважение. Все это, мы считаем, поможет детям с особыми потребностями, если отходить от шаблонов, чувствовать себя счастливыми.
В свою очередь, представители инклюзивных сообществ попросили застройщика учесть еще несколько важных моментов:
- кабинет гигиены,
- транспортировка особенных детей,
- специальные зоны отдыха,
- говорящий светофор, скоростемеры и тактильные линии к подъезду школы,
- строительство таких же объектов образования на правом берегу столицы.
И выразили надежду, что после передачи школы в коммунальную собственность города, стандарты, внедренные при эксплуатации учебного заведения, не канут в лету.
Компания BI Group поблагодарила инклюзивные сообщества за рекомендации и сообщила, что рассмотрит озвученные предложения при реализации проекта. Напомним, что возведение школ по принципу ГЧП – это открытый конкурс, в котором участие может принять любая строительная компания.