Программа сноса ветхого жилья медленно, но верно шагает по Казахстану. Южной столице помог Генеральный план развития Алматы до 2020 года, в Астане запустили пилотный проект «Снос аварийного жилья». Обновление ждет жителей 2- и 4-этажных жилых домов 1930—1960 годов постройки. О том, что из себя представляют программы по реновации аварийного жилья и каким образом с пожеланиями граждан улучшить жилищные условия поступали правительства разных стран, в материале корреспондента центра деловой информации Kapital.kz
Казахстан, 2010−2020-е
Сколько стоит: бюджет формируют акиматы с привлечением частных инвестиций
Кто курирует: акиматы
Казахстанская «аварийка» — наследие советского прошлого. Актуальная на конец 1950-х задача урбанизации (переселение людей из деревень и сел в города) решалась сверхбыстрым возведением недорогого жилья «без излишеств» (функциональная архитектура и жилплощади небольших размеров). С момента возведения первых хрущевок прошло более 50 лет, многие из них находятся в плачевном состоянии. На сегодняшний день вопрос сноса аварийного и ветхого жилья активно решается в двух самых крупных городах. В Астане запустили пилотный проект «Снос аварийного жилья», в рамках которого столичное правительство обозначило 228 двух- и четырехэтажных аварийных домов. Проблемные здания предполагают снести до конца 2017 года. Акимат Алматы в рамках программы по сносу ветхого жилья на 2017−2024 годы планирует провести реновацировацию более 1000 жилых строений. По ее итогам около 10 тыс. алматинских семей улучшат свои жилищные условия и заселятся в новые пяти- и девятиэтажные дома. Помимо строительства жилья, в городе планируется открыть новые детские сады и расширить школы.
Восточная Германия, Берлин. 1990-е
Сколько стоит: более 7 млрд евро
Кто курирует: немецкое правительство по государственной программе «Реконструкция и санация Восточного Берлина»
После войны перед союзниками, занявшими восточную Германию, остро встал вопрос — обеспечить жителей полуразрушенного ГДР жильем. За решение задачи взялись немецкие архитекторы. Руководили проектом автор Крымского моста и стадиона Лужники Александр Власов и Сергей Чернышев, чье детище, главное здание МГУ, и по сей день является символом российской столицы. Старт реализации жилищной программы был назначен на 1970-е и охватил всю страну. В течение 10 лет в новые типовые панельные дома только восточного Берлина переехали более полумиллиона человек. Всего же в стране возвели более 2 млн квартир. Жители «панелек» познали все прелести советских «хрущевок» — крошечные кухни, фактически отсутствующая прихожая, тесная ванная, узкие балконы и лестницы без окон. В середине 1990-х жилой фонд решили санировать. После тщательных исследований выяснилось, что типовые многоэтажки были конструктивно устойчивы и обладали отличным потенциалом для реконструкции. После технического обследования каждого здания собственник принимал решение о составе работ и условиях договоров по работам и об их финансировании. По подсчетам немецкого правительства, санация жилого фонда обошлась государству в 3,5 раза дешевле строительства новых домов. Кстати, одной из причин модернизации, а не сноса была ностальгия. Немцы сохранили платтенбау в качестве памятника эпохи социализма.
Китай, 1990-е
Сколько стоит: более 40 млн долларов
Кто курирует: муниципалитет и девелоперы, получившие государственные налоговые льготы
К 1980-м годам жилой фонд столицы Китая, которая разрасталась не по дням, а по часам, износился — здания обветшали, а инфраструктура не отвечала современным требованиям. Масла в огонь подливал и тот факт, что налог на обслуживание зданий и арендная плата были низкими. Качество жилья, которое некогда китайские рабочие получали бесплатно, оставляло желать лучшего. Трудно представить, но китайские семьи ютились в столице Поднебесной в невероятно тесных квартирках. В восьмидесятых на одного жителя Пекина приходилось около 8 метров жилплощади. Половина семей не были обеспечены кухнями, личными туалетами и даже водопроводом. В конце 1980-х правительство дало старт поэтапному проекту «Жилищная программа перепланировки старых и ветхих зданий». Снос и реставрацию производили после тщательных исследований. В результате обновлений инфраструктуры, жилого и коммерческого фондов в городе запустились процессы экономического роста, превращая строительство в современную мощную индустрию. Подсчеты середины 2000-х показали, что обновленный жилой фонд заняли более 1 200 000 переселенцев.
Бразилия, 2000−2010-е
Сколько стоит: более 55 млрд долларов
Кто курирует: Министерство финансов Бразилии и государственный банк, контролирующий отбор заявок претендентов
Бразильские «коммунидады» — такой же неизменный символ страны, как карнавал, мыльные оперы и статуя Иисуса в Рио. Фавелы, как ни странно, тоже преемники. Урбанизация бедными началась спустя десятилетие после отмены рабства. Бедняки из сельской местности и иммигранты устремились в крупные города, которые в начале ХХ века захлестнула индустриализация. Жить было негде, поэтому бразильцы принялись строить бараки из подручных средств. Получилось живо, фактурно и очень привлекательно.
В 1950—1960-х бандитские кланы густонаселенных трущоб взяли бразды правления в свои руки. Фавелы начали жить собственной темной жизнью — уровень преступности взлетел до небес, улицами заправляли владельцы наркокартелей и притонов. Полиция осмеливалась вмешиваться в жизнь своенравных кварталов лишь изредка, а проводимые рейды лишь ярче обозначали проблемы общества бедняков. В 2009 году бразильское правительство запустило масштабную программу по обновлению жилищного фонда «Мой дом — моя жизнь». Основной целью было улучшить положение малообеспеченных слоев населения.
В программу по строительству доступного жилья включили восемь экономических категорий граждан, а само возведение разделили на три этапа. Жителям с минимальным достатком предоставляют готовые квартиры и беспроцентный кредит со взносом в размере 9 долларов в месяц. Ипотечная ставка для наиболее обеспеченных слоев не превышает 5%. По итогу реализации проекта планируют возвести около миллиона квартир.