USD
498.34₸
EUR
519.72₸
RUB
4.85₸
BRENT
75.28$
BTC
97641.60$
-1124.400

Какие перемены ожидаются в строительной отрасли?

Глава Палаты экспертных организаций высказался об инициативе по передаче технически несложных проектов в госмонополию

Share
Share
Share
Tweet
Share
Какие перемены ожидаются в строительной отрасли?- Kapital.kz

На портале «Открытые НПА» опубликован проект приказа министерства индустрии и инфраструктурного развития (МИИР), по которому технически несложные проекты строительства перейдут в категорию технически сложных. «Принятие данного приказа приведет к тому, что более 200 частных экспертных организаций могут вынужденно закрыться. Именно к ним сегодня относится экспертиза технически несложных проектов, на долю которых приходится 80% рынка. Без работы рискуют остаться порядка двух тысяч специалистов и экспертов», - заявили в Национальной палате предпринимателей «Атамекен». Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz попросил рассказать о причине споров, разгоревшихся вокруг проекта приказа, председателя Палаты экспертных организаций Казахстана, эксперта с 40-летним стажем в проектировании и строительстве Бирлика Ережепова.

- Бирлик Бекмурзаевич, объясните, пожалуйста, почему проект приказа вызвал такой резонанс на рынке экспертных организаций?

- Этим проектом приказа МИИР переводит львиную долю строительных объектов, подлежащих в настоящее время экспертизе в сфере негосударственной экспертизы, из категории  технически несложных в категорию сложных проектов.

В соответствии с действующим законодательством экспертиза технически несложных проектов относится к компетенции аккредитованных (негосударственных) экспертных организаций. Государственные эксперты рассматривали действительно сложные производственные проекты – заводы и фабрики, крупные общественные объекты и уникальные здания, магистральные сети, автомобильные дороги и жилищное строительство свыше пяти этажей.  

Проектом приказа МИИР РК, как уполномоченный орган, пересматривает техническую сложность объектов экспертизы, просто перенеся их из одной категории сложности в другую. К технически сложным производственным объектам теперь, согласно приказу, будут отнесены даже склады, почти все сельскохозяйственные объекты – коровники, свино- и птицефермы, теплицы; торговые и бытовые здания, финансируемые частными инвесторами, малокомплектные сельские школы, небольшие стадионы.

 В государственную монополию в этом случае попадают практически все объекты, которые строятся сегодня в нашей стране и за счет частных инвестиций. Таким образом, значительный объем экспертных работ, ранее осуществляемых  негосударственными экспертными организациями, уходит в государственную монополию.

- По вашему мнению, каковы будут объемы потерь?

- В настоящее время в конкурентной среде находится 80% экспертизы проектов строительства от всего объема экспертных работ в стране, которую проводят 245 аккредитованных МИИР РК экспертных организаций. Речь идет о сокращении рынка экспертных работ более чем в два раза. Если приказ МИИР РК вступит в силу, без работы останутся более 2 тыс. человек – экспертов и других специалистов. Понятно, что согласиться с этим экспертное сообщество не может, и нет достаточных обоснований таких односторонних решений. Поэтому приказ с новыми правилами экспертизы строительных объектов, опубликованный на портале «Открытые НПА», вызвал такой огромный резонанс в экспертном сообществе, среди проектировщиков и заказчиков.

Инициатива МИИР РК серьезно подрывает доверие экспертного сообщества к действиям уполномоченного органа в строительной отрасли.

- Возможно, ужесточение связано с последствиями землетрясения в Турции? Правительство «закручивает гайки», потому что хочет быть спокойным за качество экспертизы, проектных и строительных работ?      

- Возврат экспертизы проектов под юрисдикцию государственной монополии не улучшит качество строительства в Казахстане. Думать так - большое заблуждение. Проведенные за последние 20 лет реформы в государственной системе контроля, надзора и оценки соответствия в строительной отрасли не изменили кардинальным образом сложившейся ситуации в данной сфере и не дали необходимого результата по повышению качества строительства, снижению коррумпированности в сфере лицензирования и разрешений. Так, только органы ГАСК реформировали более 4 раз (передавали функции из центрального государственного органа в местные исполнительные органы и обратно), что не изменило ситуацию. Эти органы МИО так и остались высоко коррумпированными.

Улучшить качество строительства можно только повышением персональной ответственности через страхование всех участников строительного процесса от заказчика, проектировщика, эксперта, строителей и производителей строительных материалов. Подобная практика эффективно работает в развитых странах. Примеры же Турции (землетрясения 1999 и 2023 гг.) показали высокую коррумпированность государственных органов в строительной отрасли при выдаче разрешений на строительстве, контроле качества и приемке объектов в эксплуатацию, низкую ответственность застройщиков, подрядных и проектных организаций за качество строительства.

- Почему вы так в этом уверены?

- На протяжении длительного времени в стране так и не смогли добиться высокого качества строительства, несмотря на то что государство выделяло огромные средства на разработку новой нормативной базы, реформирование разрешительной системы, строительство жилья, объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Не была разработана комплексная программа развития строительной отрасли. Были отдельные локальные программы, которые не были увязаны между собой и не доведены до достижения целевых показателей. Результат этого - бесконтрольная и некомплексная застройка городов, недостаток школ и детских садов, переуплотнение жилой застройки в городах, постоянные проблемы в теплоснабжении, водоснабжении, электроснабжении населенных пунктов.

 Если говорить об экспертизе проектов, то в нашей стране законодательно установлена единая система регулирования экспертной деятельности и действуют одинаковые требования как для государственных, так и частных экспертов. Аттестацию все эксперты проходят в одной государственной системе ГАСК и к ним предъявляются единые квалификационные требования. Это - первое.

Второе. Около 50% экспертов пришли в негосударственную экспертизу из сферы государственной экспертизы. Это квалифицированные эксперты, которые состоялись в своей профессии и имеют большой опыт работы в экспертной и проектной деятельности.

Третье. Палата экспертных организаций является профессиональной и открытой организацией, где ценятся профессионализм и ответственность экспертов за свою работу. Палата самостоятельно самоочищается от слабых экспертов, недобросовестных экспертных организаций и информирует государственные органы о выявленных в рамках внутреннего аудита нарушениях законодательства при поступлении заявлений от юридических и физических лиц и публикациях в СМИ. 

Государственная экспертная  организация – закрытая сфера.  О результатах внутреннего аудита деятельности государственных экспертов общественность не информируется. Нарушения госэкспертов становятся достоянием общественности лишь когда об этом говорят государственная аудиторская палата либо другие контрольно-надзорные органы.

- Расскажите, пожалуйста, о работе независимой системы экспертизы строительных проектов в нашей стране. И о том, какие еще вопросы, кроме необоснованного приказа МИИР РК, волнуют участников палаты?  

- На сегодняшний день негосударственной экспертизой строительных проектов в Казахстане фактически занимаются 245 частных экспертных организаций. Из них членами профессионального объединения «Палата экспертных организаций» является 208 компаний. Палата была создана в 2016 году, и за это время разработаны стандарты и правила для проведения экспертизы, издаются методические пособия для экспертов, за собственные средства палаты разработана и внедрена электронная информационная система для проведения и оптимизации процессов экспертизы проектов.        

Специалисты палаты на регулярной основе проводят семинары для повышения квалификации экспертов, а Экспертный совет палаты по ежегодно утвержденному плану проводит мониторинг и анализ качества экспертных работ, проводимых организациями-членами. Это было самостоятельное решение ее членов, принятое общим собранием, и оно включено в устав объединения. Экспертное сообщество поняло, что только они сами могут навести порядок в своей сфере.     

Мало того, члены палаты готовы принять на себя ответственность за результаты своей работы путем страхования профессиональной ответственности в рамках саморегулирования экспертной деятельности, и даже было начато пилотное страхование. При том, что подобные требования в государственной экспертизе уполномоченный орган вводить не планирует, хотя требования к экспертам должны быть одинаковыми как в государственной экспертизе, так и негосударственной, так как они занимаются одной деятельностью. И в этом плане нужно проводить реформирование системы государственной экспертизы, как это сделали экологи и показывает практика развитых стран.

В случае неоднократного выявления низкого качества экспертных работ общее собрание членов палаты принимает решение об исключении таких экспертных организаций из членства и обращается в государственные органы с просьбой лишить «слабое звено» аккредитации.

Однако этого не происходит, меры не принимаются. Согласно закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной  деятельности», экспертные организации не имеют права работать вне палаты, вместе с тем определенная часть экспертных организаций продолжает работать. Они осуществляют свою деятельность бесконтрольно, с молчаливого одобрения МИИР РК, которое – несмотря на наши многочисленные обращения – никак не решает эту ситуацию.  

- Что мешает вам перейти на работу в рамках саморегулирования, как это делает Нотариальная палата или Палата судебных исполнителей? Думаю, что ответственности перед государством у этих палат не меньше…

- Нет законодательных оснований. Все наши обращения и законодательные инициативы тормозятся по непонятным причинам, несмотря на то, что уже был подготовлен законопроект о введении саморегулирования в сфере экспертизы проектов, одобренный депутатами Мажилиса Парламента страны, НПП РК «Атамекен» и государственными органами. Парадокс в том, что эксперты ведущих европейских стран одобрили все инициативы Казахстана по реформированию экспертной деятельности через институт саморегулирования, заложенные в законопроекты, которые были показаны нами на семинарах в Германии, Испании, Чехии, Польше, Латвии. Они подтвердили, что мы движемся в правильном направлении, повышая персональную ответственность экспертов за результаты работы. Но зато у себя в стране не находим понимания среди отдельных государственных органов.

Административно-командные методы работы ушли в прошлое, и без поддержки профессионального сообщества ни одна реформа в строительной отрасли не достигнет своих результатов.

В 2015 году государство в 47 шаге Плана нации утвердило передачу в конкурентную среду сферы экспертизы проектов и отказ от государственной монополии на проведение проектов строительства. Подчеркивалась необходимость проведения реформ в соответствии с практикой развитых стран для повышения эффективности экспертных работ. Эксперты позитивно приняли данную программу, взяли кредиты, приобрели офисы, оргтехнику, программное обеспечение, привлекли профессионалов и начали работать.

МИИР РК все эти годы в целях получения положительных показателей информировало вышестоящие органы об успешной реализации программы. Теперь же в случае одностороннего принятия вышеуказанного приказа МИИР РК само же отказывается от своих отчетов и начинает проводить обратную политику монополизации сферы экспертизы проектов. 

- Бирлик Бекмурзаевич, расскажите об этом более подробно.

- Все 7 лет со  времени создания палаты мы наблюдаем всевозможные инициативы уполномоченного органа по регулированию разрешительной системы в строительной отрасли, которые не дают результата. Почему МИИР РК не хочет признать это и не дает нам опробовать проверенный в мире эффективный механизм саморегулирования? У меня нет ответа на этот вопрос. Я действительно не вижу логики такого устойчивого сопротивления. Выглядит это так: сделаем все, лишь бы не дать полномочий профессиональному объединению строительных экспертов в лице палаты навести порядок в отрасли через институт саморегулирования.

Политика последних решений МИИР РК удивляет еще больше. Уполномоченный орган фактически берет на себя полномочия по отмене государственных программ, осуществляемых руководством страны с 2015 года в направлении разгосударствления сферы экспертизы проектов, и ставит под сомнение работу целой отрасли, которая создавалась в течение 8 предыдущих лет.

Вопреки поручениям президента страны по демонополизации строительной отрасли, все идет к монополизации экспертной деятельности и фактической ликвидации института негосударственной экспертизы.

Мы бы поняли, если бы МИИР РК жесткой рукой контролировало строительную отрасль, добилось идеального порядка в системе качества строительства, а палата бы как-то мешала этой работе. Но, нет же! Уполномоченный орган самоустранился от регулирования сферы экспертизы строительных проектов, не решает существующие проблемы, а только усугубляет ситуацию своими действиями.

 - Как это проявляется?

- Детально разъясню о том, какой результат государственного регулирования системы экспертизы строительных проектов в нашей стране мы в итоге получили. Во-первых, действующий электронный формат получения аттестатов и аккредитаций экспертов сделал систему аттестации экспертных организаций формальной и абсурдной. В такой системе нет контакта с получателем аттестата или аккредитации. Невозможно установить реальный профессиональный уровень претендента: работал специалист или только числился в проектной или экспертной организации. Требуемый стаж работы в проектной деятельности для получения аттестата всего 5 лет, это  совсем маленький срок, в течение которого невозможно стать профессиональным экспертом.

Во-вторых, отсутствуют конкретные требования к учредителям экспертных организаций. В настоящее время учредителем организации, осуществляющей экспертизу строительных проектов, может стать любой гражданин, не имеющий никакого отношения к экспертной деятельности и проектированию, это может быть ветеринар, учитель или продавец. Подобной практики нигде в развитых странах нет.

Третье, нет ограничений по количеству аттестатов, получаемых одним экспертом. Легкость прохождения аттестации привела к тому, что некоторые эксперты имеют по пять-семь аттестатов: по архитектуре, конструкциям, водоснабжению и канализации, отоплению, сметным работам и т.д. Это можно сравнить с врачом, который одновременно работает, скажем, невропатологом, онкологом, хирургом, терапевтом и офтальмологом. Опять же, подобных экспериментов нигде в мире не проводится.

Палата экспертных организаций своими письмами неоднократно обращала внимание компетентных органов, что количество выдаваемых квалификационных сертификатов на экспертизу не может быть больше двух и то – по смежным специальностям: отопление и вентиляция, водоснабжение и канализация, электричество и слаботочные сети. Наличие более двух квалификаций превращает процесс экспертизы в фарс. Увы, ничего не изменилось.

Четвертый момент - отсутствует полноценный государственный контроль за экспертными и проектными организациями. Государство практически не контролирует деятельность экспертных организаций, потому что в существующей законодательной базе у него таких полномочий нет. Нет права полноценно осуществлять контрольные функции рынка экспертизы строительных проектов и у Палаты экспертных организаций. 

Согласно закону «Об архитектурной, градостроительной и строительной  деятельности», все экспертные организации обязаны состоять в палате с момента официальной регистрации. Однако МИИР РК, как уполномоченный государственный орган, дало экспертным организациям свое разъяснение, что они могут работать и без членства в палате. Тем самым были сведены на нет все начатые усилия по очищению рынка от неквалифицированных экспертов и недобросовестных экспертных организаций.

Мы 7 лет пытались достучаться до государственных органов и выработать общую стратегию развития экспертной сферы, но многие наши инициативы так и не нашли решения. Палата экспертных организаций неоднократно обращалась в уполномоченный орган и другие госорганы, указывала на существующие коллизии в законодательстве, которые приводят к безнаказанности нарушителей строительных норм и правил, влияют на безопасность зданий и населения, но они так и не решены.

Сегодня в Казахстане сложилась уникальная ситуация: регулирование уполномоченного органа привело к тому, что государство не имеет мер воздействия на недобросовестные экспертные организации. А все предложенные нами решения и законодательные поправки не принимаются и не доводятся до конечного результата.

 Экспертное сообщество всегда стремилось к взаимному сотрудничеству и предлагало конструктивно решать проблемные вопросы в рабочем порядке. Однако то, что делается сегодня в сфере экспертизы проектов, не может больше продолжаться. МИИР РК тихо и безосновательно, по собственной инициативе, без анализа и разъяснений, предварительных консультаций с экспертным сообществом сворачивает госпрограммы и режет под корень целую отрасль. При этом все поручения президента по демонополизации строительной отрасли и поддержке малого и среднего бизнеса просто игнорируются.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.