В Казахстане планируют в два раза увеличить штрафы для авиакомпаний за нарушения прав пассажиров. Об этом говорится в Аналитической форме анализа регуляторного воздействия. Документ на портале «Открытые НПА» опубликовало для публичного обсуждения министерство транспорта, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
В Законе «Об использовании воздушного пространства в Республике Казахстан и деятельности авиации» регуляторный механизм предусмотрен в статье 86, которая устанавливает ответственность перевозчика перед пассажиром. 29 декабря 2022 года в документ внесли понятие «изменение статуса рейса».
По действующей редакции статьи 567 КоАП предусмотрена ответственность авиакомпаний при отменах или задержках рейсов, «что в свою очередь не охватывает понятие «изменение статуса рейса». В ведомстве пояснили, в настоящее время за неоказание услуг пассажирам при различных изменениях статуса рейса привлечение авиакомпаний к ответственности не представляется возможным. Поэтому диспозицию статьи 567 КоАП предлагают изменить на «неисполнение либо ненадлежащее исполнение перевозчиком своих обязанностей» при изменении статуса рейса.
Изменение статуса рейса – это изменение маршрута от запланированного направления, задержка рейса, изменение расписания рейса, отмена рейса или иное изменение, влияющее на время вылета или прилета рейса.
В ведомстве пояснили, в 2022 году было зарегистрировано 20 302 (процент регулярности - 74%) случая задержек рейсов, в 2023 году – 16 666 (77%), на сентябрь 2024 годв было зарегистрировано 17827 (74%) случаев задержек. Растет и количество жалоб от пассажиров: за 2022 год поступило 320 жалоб, за 2023 год – 605, за 8 месяцев 2024 года – 676. За 2022 год были составлены 15 административных протоколов на сумму 11 550 МРП, за 2023 год – 10 на сумму 3 600 МРП, за 10 месяцев 2024 года – 12 на сумму 12 000 МРП.
«Приведенная статистика показывает как стабильный рост жалоб со стороны пассажиров, так и увеличение количества нарушений со стороны перевозчиков. Размер штрафа, предусмотренный статьей 567 КоАП, не менялся со дня принятия КоАП, то есть с 2014 года. В этой связи предлагается... увеличение размера штрафов в два раза. Эти меры направлены на предотвращение нарушений и защиту интересов пассажиров. Текущее регулирование является недостаточно эффективным», - говорится в анализе.
В статью 567 КоАП предлагается внести следующие изменения:
1. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение перевозчиком
обязанностей, предусмотренных законодательством при
изменении статуса рейса, влечет штраф в размере 400 МРП.
2. Действие или бездействие, предусмотренное частью первой
настоящей статьи, совершенное повторно в течение года после наложения
административного взыскания, влечет штраф в размере 2000 МРП.
Сейчас размер штрафов по первому пункту составляет 200 МРП или 738 400 тенге на 2024 год, по второму пункту – 1000 МРП или 3 692 000 тенге на 2024 год. При введении ужесточения по обеим нормам размер штрафов увеличится в два раза: до 400 МРП или 1 476 800 тенге на 2024 год и 2000 МРП или 7 384 000 тенге на 2024 год соответственно.
«Издержки бизнеса являются допустимыми и могут быть исключены при строгом соблюдении законодательства... При недостаточно высоких штрафах перевозчики воспринимают их как «стоимость» ведения бизнеса, что часто приводит к увеличению случаев изменения статуса рейса, не подпадающего под применение административного взыскания», - указывается в документе.
Предполагается, что поправки в КоАП вступят в силу в 2025 году. В министерстве транспорта ожидают, что в 2026 году количество нарушений прав пассажиров перевозчиками снизится на 20%, в 2027 году – на 40%, в 2029 году – на 60%.
Читайте также
Первый рейс стартует 16 ноября