За всем известным чайным брендом Lipton стоит интересная история Томаса Липтона. Будущий бизнесмен родился в шотландском городе Глазго в мае 1850 года. В пять лет он уже помогал отцу в бакалейной лавке. Когда Томасу исполнилось 14 лет, он устроился работать юнгой на корабль, ходивший между Глазго и Белфастом и это стало поворотным моментом в его судьбе.
Зимой 1865 года, имея в кармане всего 8 долларов, Липтон сел на пароход, отплывавший к берегам Америки. Там он брался за любую работу: на разнорабочего на табачных плантациях Вирджинии, затем на рисовые плантации Южной Каролины. Спустя четыре года Липтон приехал в Нью-Йорк и на Бродвее устроился в огромный супермаркет, открытый другим мигрантом ирландско-шотландского происхождения. Именно там Липтон узнал о всех нюансах торговли.
Весной 1869 года 21-летний Томас Липтон вернулся домой, а спустя два года открыл первую собственную лавку – «Магазин Липтона».
Сначала было сложно, бизнесмену приходилось совмещать обязанности закупщика, кассира, посыльного, управляющего и продавца. Липтону покупал продукцию напрямую у производителей, привозил на телеге с причала, собственноручно доставлял покупки клиентам. И он не переставал думать о том, как же привлечь больше покупателей, которые, посетив его магазин однажды, уже бы не ушли в другие лавки.
В 25 лет он владел 20 магазинами на западе Шотландии. Они были ярко окрашены и визуально сильно отличались от лавок конкурентов. Липтон знал, что его бизнес зависит от надежных поставок высококачественной продукцией, но ее большая часть была импортной. Это означало зависимость от иностранных поставщиков, что не нравилось Липтону. Поэтому он поехал в графство Ферман на севере Ирландии – там он стал нанимать на работу местных жителей, которые встречались с фермерами и заключали договоры о поставках продукции до того, как они выходил с ними на рынок. Это стало революцией в торговле и совершенно новым способом ведения бизнеса.
Однако Томас Липтон не забывал, что реклама – двигатель торговли. Витрины его магазинов были разрисованы забавными картинками, для этого он специально нанял карикатуриста. Художник рисовал забавные постеры, которые менялись каждую неделю, привлекая в магазин любопытных гостей.
Декабрьским днем 1881 в порт Глазго прибыл пароход с необычным грузом из Америки - головкой сыра и ее владельцем был Томас Липтон. Говорят, что она была самой большой в мире: толщиной больше 60 см и окружностью 6 м. Сначала бизнесмен повез ее в один из своих магазинов, но там сыр не удалось внести через дверной проем. Липтону пришлось везти сыр в свой другой магазин, его достали из телеги и положили на витрину. В течение двух недель у витрины собирались толпы прохожих, желающих увидеть «Джамбо», так назвали сыр. За несколько дней до Рождества одетый в белый костюм Томас Липтон начал нарезать сыр.
Гигантские сыры стали частью ежегодных рождественских витрин лавок Липтона. А один из них был настолько большой, что менеджер магазина даже пригласил слона из цирка, чтобы доставить его в лавку.
В 1880-х годах сеть Томаса Липтона состояла из 200 магазинов, сам бизнесмен все меньше и меньше принимал участие в повседневном управлении и стал больше путешествовать в поисках нового товара для своих прилавков.
В конце 19 века в Англии начал набирать популярность чай, во многом благодаря недорогим поставкам из Индии, которая в то время была колонией Великобритании. Липтон, конечно же, увидел в этом выгоду и решил заняться продажей чая.
Для начала он предложил покупателям чай в пакетах весом в фунт, полфунта и четверть фунта. В то время как все остальные продавали его ящиками, которые нельзя было вскрывать до продажи. Поэтому клиент даже не знал, свежий ли чай и сколько на самом деле товара в ящике. Липтон первым стал использовать фасовку чая в отдельные упаковки. Помимо уникального размера, он придумал яркую упаковку, которая привлекала внимание и запоминалась. Клиенты были довольны и с удовольствием возвращались в лавки Липтона.
Еще одним важным фактором стала цена. В то время чай считался напитком для богатых людей и продавался по 50 центов за фунт. Томас Липтон хотел сделать чай доступным для всех и решил продавать свой товар по 30 центов за фунт. Для этого он, как и раньше, решил избегать посредников, поэтому в мае 1890 года отправился на Цейлон. Плантации на острове в то время были уничтожены грибком. Имея с собой необходимую сумму, Липтон выкупил пять обанкротившихся плантаций. Так бизнесмен занялся выращиванием чая, контролирую весь процесс. Открыв чайное дело, предприниматель придумал свой первый слоган: «С чайной плантации прямо в чайник».
Даже 300 магазинов Lipton не могли удовлетворить покупательский спрос на чай. Тем более что предприниматель и не думал просто заниматься продажей — как и в случае с сыром, он активно рекламировал свой товар. Когда первую партию чая с его плантаций везли по улицам Глазго, всю дорогу до магазина товар сопровождал духовой оркестр и парад волынщиков.
За несколько лет Lipton превратился из названия сети магазинов в имя нарицательное, став синонимом чая. Если бакалейные магазины сделали Липтона миллионером, то чайный бизнес — мультимиллионером.
Интересна история о том, как Липтон стал сэром. В 1897 году принцесса Уэльская Александра решила в сжатые сроки организовать благотворительный банкет в честь бриллиантового юбилея правления королевы Виктории в 1897 году, именно Липтон помог в этом, пожертвовав на церемонию 25 тыс. фунтов стерлингов и за это в 1898 году его посвятили в рыцари. На тот момент прибыль от чая составляла 176 тысяч фунтов в год.
К началу 1900-х годов чайная империя Липтона включала склады не только в Европе, но и в Северной Америке. После всех попыток покорить Нью-Йорк сэр Томас вернулся в США победителем. Он владел дорогой недвижимостью в Нью-Йорке и в других частях страны и стал признанным общественным деятелем.
В 1898 году Липтон принял решение сделать компанию публичной. Ажиотаж был таким, что в Национальный банк Шотландии, где продавались акций, пришлось вызывать полицию. Первый выпуск акций принес Томасу Липтону больше 2 млн фунтов стерлингов. В июне 1898 года состоялось первое собрание акционеров.
Узнав об изобретении Роберта Салливана — чайном пакетике, Липтон организовал производство пакетированного чая, это способ заваривания высоко оценили солдаты во время Первой мировой войны, что привело бренд к еще большему коммерческому успеху.
В 1920-х годах активно развивающийся чайный бизнес Липтона столкнулся с сильной конкуренцией со стороны вышедших на рынок крупных компаний «Home and Colonial Stores» и «Van der Berghs». Вторая в 1927 году приобрела 25% акций Lipton, став владельцем контрольного пакета акций. Председателем акционерного общества стал Джон Фергюсон, за Томасом Липтоном осталось место почетного президента компании, на котором он не имел реальной возможности вмешиваться в управление. Еще два месяца спустя Томас Липтон продал свои акции одному из подразделений «Home and Colonial Stores» и оставил бизнес. Он умер в октябре 1931 года в возрасте 83 лет.
Компания же продолжила активно развиваться. В первой половине 20 века бренд Lipton сохранил свой статус доминирующего поставщика пакетированного чая в США и Европе. Однако спрос на чай не мог постоянно расти, поэтому компании требовалась найти еще одну нишу. Бренд Lipton разработал успешную линию сухих супов, которые были расфасованы в пакеты и разводились в горячей воде. В середине 1980-х годов годовой объем продаж компании составил 1 млрд долларов, половину дохода приносили чай и супы. Спустя несколько лет Lipton приобрела компании, занимающиеся производством замороженных продуктов и мороженого. Это помогло получить в 1991 году доход в размере 1,4 млрд долларов.
С начала 1970-х годов бренд полностью перешел под контроль корпорации Unilever. На поглощение Lipton у нее ушло больше 30 лет.
В 1990-х годах началось объединение с PepsiCo. В 2014 году два гиганта создали компанию Pepsi Lipton, в ребрендинг было вложено 100 млн долларов. Компания Unilever обязалась обеспечить производство чая Lipton так, чтобы не вредить окружающей среде.