Молодой эмигрант из России еврейского происхождения Майкл Маркс приплыл в пригород Лондона в 1874 году. Вряд ли кто-то из жителей городка Лидс, встретив его на улице, предполагал, что он создаст сеть магазинов, покупателями которой станут подданные королевства, а затем и люди всего мира. У него не было связей, больших денег, да и английского языка он не знал. Все это не смущало Маркса, он верил, что в этой стране ему повезет.
Майкл не планировал всю жизнь быть наемным рабочим, только на первых порах. Поэтому он устроился продавцом в местный магазин, получил там опыт работы в торговле и познакомился с владельцем склада Исааком Дьюхерстом. Именно у него Маркс, когда решил начать свое дело, дешево покупал разные товары, торговал он в близлежащих деревнях, развозя по ним разнообразные товары. У Маркса было все, начиная с бакалеи и заканчивая изделиями из кожи. Но вне зависимости от товара цена на него составляла 1 пенс. В то время в розничной торговле действовало негласное правило: нельзя было купить все в одном месте. Майкл решил изменить существующий порядок, он был уверен, что низкая стоимость и широкий ассортимент привлекут покупателей, которые, придя за одной покупкой, обязательно приобретут еще что-нибудь нужное в хозяйстве. Мало того, что это оказалось выгодно, так еще и удобно - не приходилось бегать от одной лавки к другой.
Через некоторое время Маркс смог открыть на рынке в Лидсе свою первую собственную лавку, и там он также продавал различные товары. Вскоре у него появились свои клиенты, бизнес стал процветать. Со временем Маркс открыл торговые точки и в соседних городах. Его предпринимательское чутье подсказывало, что благодаря выгодным ценам люди обязательно будут возвращаться к нему снова и снова.
Постепенно Майкл Маркс стал хозяином солидной сети магазинов и пригласил в компаньоны Тома Спенсера, который долгое время работал у него кассиром на складе. Так появилось название Marks & Spencer. Спенсер вложил в предприятие всего 300 фунтов, которые уже через 10 лет превратились в 15 тыс. фунтов. Благодаря его деловым связям в компании смогли понизить цены на товары и стали напрямую работать с производителями. Больше века M&S сохраняет принцип работы: товар должен быть дешевым, его должно быть много и различных видов.
Маркс считал, что если не знаешь, как поступить, придерживайся правила «лучше дать подчиненным больше, чем положено, чем недодать положенное».
К началу ХХ века сеть Marks & Spencer включала 36 пенсовых базаров и 12 уличных магазинов. Построенный в Манчестере в 1901 году склад стал первым головным офисом компании. В 1903 году Том Спенсер ушел из компании, Майкл руководил ей до своей смерти в 1907 году.
В условиях военного времени концепция бизнеса компании оказалась востребованной: люди не могли покупать новые вещи, им приходилось приводить в порядок те, что у них были, поэтому продажи фурнитуры в Marks & Spencer росли. К 1915 году компания владела уже 145 торговыми точками.
Бренд торговал только британскими товарами, всячески подчеркивая это. Сочетание непревзойденного английского качества с доступной ценой работало на компанию. Покупатели считали, что за это стоит заплатить те деньги, которые у них просят.
Кроме того, руководство Marks & Spencer решилось на шаг, аналогов которому в то время не было в торговле: в магазинах полностью возмещать деньги за купленные, но неиспользованные вещи. Это было вызовом рынку и принесло бренду известность и успех.
Когда в 1950-х годах коллекции Кристиана Диора стали вдохновлять дизайнеров на красивые женственные образы, M&S подхватила эту тенденцию и создала линию одежды в стиле NewLook. Коллекция была отшита из новых тканей, разработанных во время войны. В следующие 10 лет компания активно внедряла искусственные материалы в модную индустрию.
Международная экспансия бренда началась в 1960-х с открытия магазина в Кабуле. В 1973 году были открыты бутики в Канаде, в 1975-м – во Франции и Бельгии, в 1979-м – в Ирландии.
В 1999 году Marks & Spenser начала свою электронную коммерцию, и уже к лету 2001 года была создана система, которая предоставила покупателям доступ ко всему ассортименту супермаркетов M&S. Онлайн-торговля помогла компании повысить эффективность всей цепочки поставок от производителя к покупателю и сэкономить миллионы долларов.
Затем все филиалы Marks & Spenser объединили компьютерной сетью, что позволило собрать информацию о каждом магазине, более того, о каждом покупателе: что и сколько он положил в свою корзину, как оплатил покупки. Единая компьютерная сеть мгновенно реагировала на изменение приоритетов покупателей в течение торгового дня.
В настоящее время компании принадлежит более 1300 магазинов, из них 874 — в Великобритании, 489 в остальных 59 странах.