Японский архитектор раскрыл главный секрет аэропорта Астаны
АВТОР

11.10.2013 • 13:18 10104

Японский архитектор раскрыл главный секрет аэропорта Астаны

Оригинальность столичного аэропорта заключается в этической философии казахов

Японский архитектор Юджи Имао живет и работает в Казахстане  на протяжении 13 лет. С 2000 по 2005 годы он, под руководством известного архитектора-дизайнера Кишо Курокавы, участвовал в разработке проекта генерального плана Астаны, в списке которых- аэропорт. В интервью корреспонденту делового портала Kapital.kz, он рассказал об особенностях проектирования самой главной воздушной гавани республики.

Г-н Имао, по мнению ряда представителей туристических фирм и авиакомпаний, внешний вид отечественных аэропортов уступает воздушным гаваням других стран. Ваша команда занимается проектированием аэропортов, среди ваших работ есть и казахстанские. Расскажите, пожалуйста, над проектами каких отечественных аэропортов вы работали и продолжаете трудиться?

Еще в 2000 году мы с господином Киши Курокавой обсуждали то, как должен выглядеть план международного аэропорта Астаны в 2030 году.  В текущем году, с компанией «Kisho Kurokawa Architect& Associates», совместно с РГП «Казаэропроект», мы презентовали в правительстве Казахстана обновленный проект. Новая концепция предусматривает идею создания станции «Астана ЛРТ» (Легко-рельсовый транспорт) и Всемирного торгового центра, расположенного рядом с аэропортом. Я слышал, что в настоящее время, турецкая компания уже ведет консалтинговые и строительные работы по-нашему откорректированному плану.

Наша компания совместно с TOO«АЕР АНТ» участвовала и, к счастью, победила в международном конкурсе дизайна по реконструкции аэропорта города Тараз. Работая над планом, мы хотели отразить не только  всю красоту и богатство природы региона, но и  особенности климата в дизайне. Помимо этого в своих работах, мы пытаемся использовать экологически чистую солнечную энергию и геотермальное тепло для посадки деревьев и цветов внутри и вне аэропорта.

Кроме того, мы предложили дизайн нового пассажирского терминала международного аэропорта города Шымкент, пассажирского терминала  аэропорта города Ош (Кыргызстан), международного аэропорта «Манас» (Кыргызстан) и башни управления аэропорта города Алматы совместно с РГП «Казаэропроект» в 2007 году. К сожалению, несколько проектов из этого списка были приостановлены в результате негативных последствий  финансового кризиса.

Я должен добавить, что наша компания тесно сотрудничает с «Gyros Corporation»- японской консалтинговой компанией аэропорта, мы ведем совместную работу в разработке дизайна, и участвуем в проектах строительства/реконструкции аэропортов в странах СНГ. В будущем мы серьезно намерены укрепить наш бизнес в этой сфере, теперь уже на международной арене.

Как вы считаете, в каком ключе нужно строить аэропорты?  Считаете ли вы, что нужно делать акцент на национальные особенности, например использовать казахские орнаменты? 

Я согласен с тем, что использование национального орнамента, который представляет собой образ Казахстана, является простым и эффективным способом, но это лишь декоративный метод, и он не производит впечатление качественного аэропорта. 

Для нас решающим фактором является создание в некотором роде привлекательного и необыкновенного пространства архитектуры. Другими словами, поскольку аэропорт является местом встречи и расставания, он должен быть удобным и уютным, он не должен мешать чувствам людей, которые они испытывают в аэропорту. Например, для иностранцев, аэропорт – первый пункт пребывания в Казахстане, и он иногда составляет первоначальное впечатление о стране. Поэтому, аэропорт должен помочь сформировать у человека представление о престижном имидже страны.

Для местных жителей, каждый раз, когда они возвращаются издалека, или переезжают в другие места, аэропорт должен вызывать спокойные чувства. Иными словами, аэропорт должен стать «вторым домом», и люди должны испытывать приятные эмоции. В дополнение к вышеописанному, мы не должны упускать важность внешнего облика здания. Он должен быть спроектирован так, чтобы его можно было легко расширить в связи с увеличением пассажирского потока.

Какие самые большие и главные недостатки казахстанских аэропортов?

Без сомнения, «хардверы» (сооружения, прим. Kapital.kz) аэропорта являются важным аспектом, но улучшение качества работы менеджмента считается все-таки ключевым моментом в оптимизации функционирования аэропорта. В частности, речь идет об улучшении слаженной работы таможенного и паспортного контроля, различных служб, водителей такси. Я считаю необходимым внедрение программы по обучению и повышению  удовлетворения потребностей посетителей аэропорта.

Скажите, пожалуйста, над каким аэропортом вы бы поработали, а может изменили бы дизайн?

Не существует разницы между аэропортами, так как при получении заказа мы стараемся воплотить в реальность все самое лучшее в разработке уникального дизайна воздушной гавани, который сможет отразить особенности региона. Для каждого архитектора и дизайнера необходимо разработать наиболее привлекательный вариант с учетом всех ограничений.

Как вы считаете, что из инфраструктуры непременно должно быть в аэропорту кроме традиционных кафе и duty free(может быть салоны красоты, библиотеки или детские игровые площадки?)

Прежде всего, аэропорт является местом, где люди встречаются и расстаются, приветствуют друг друга и прощаются. Таким образом, аэропорт должен рассматривается как место, запоминающееся необычными ощущениями.

Во-вторых, аэропорты должны быть экологически безопасными, что происходит за счет снижения теплоотдачи. В момент разработки дизайна Международного аэропорта Астаны, мы спроектировали высоту потолка ниже, чем обычно, не только для сокращения потери тепла, но и для подчеркивания горизонтального вида. Я нахожу уникальным присутствие зеленых насаждений, к примеру, деревьев и цветов в сочетании с другими важными элементами. Отмечу, что в Японии есть пассажирский терминал с горячими источниками. Я думаю, что казахстанские пассажиры тоже были бы не прочь насладиться сауной внутри терминала, в случае отмены или задержки рейсов, вследствие плохой погоды.

Какой аэропорт, в котором вам приходилось бывать, понравился больше всего и почему?

Международный аэропорт столицы Малайзии - Куала Лумпур является моим самым любимым. Отчасти потому, что это одна из важнейших работ моего наставника Кишо Курокава. Но главная причина заключается в том, что фундаментальная концепция аэропорта с самого начала была спроектирована так, чтобы можно было увеличить существующий терминал и добавить дополнительные функции. Это самый важный элемент  проектирования аэропорта и он выполнен с огромным успехом. Другая причина заключается в том, что эта конструкция переосмыслила и модернизировала традиционную исламскую архитектуру.  И люди в мусульманских странах высоко это ценят.

Сильно ли отличается отношение к архитектуре и принципы проектирования казахстанских архитекторов  от  японских?

Эстетическое чувство по отношению к архитектуре совершенно иное.  В японской архитектуре ценится функциональность, простота и красота пространства. Основные элементы составляют свет, звук, вода и ветер. По- моему мнению, у японцев существует тенденция считать архитектуру частью своей философии. Казахская архитектура подчеркивает декоративные и европейские элементы. Я считаю, что многие современные объекты в Казахстане – имитация мировой архитектуры. Это понятно, потому что с появлением и развитием интернета имитация становится тенденцией во всех сферах и архитектура просто отражает атмосферу той или иной культуры. Я хотел бы выделить фундаментальную философию этической архитектуры казахов, в которой и заключается ее оригинальность.

Тяжело ли отстоять и утвердить новый дизайн?

В мире есть 2 категории архитекторов. Первая - просто копирует существующие проекты, вторая – разрабатывает ноу-хау. Я убежден в том, что дизайнеры должны создавать что-нибудь новое. Новшества разрабатываются с учетом времени, места, желания клиента , архитектора и бюджета. Я с уверенностью могу сказать, что в этом нет ничего трудного.

Как вы считаете,  какая сумма потребуется для полной реконструкции аэропорта?

Стоимость реконструкции аэропорта зависит не только от дизайна здания. Большая часть расходов составляет дорогостоящее оборудование аэропорта, например приобретение новейших приборов безопасности, системы обработки багажа, телекоммуникационных устройств и т.д.

Как вы считаете, аэропорт должен располагаться в черте города или за ним?

В Казахстане, стандарт возведения аэропорта регулируется градостроительными нормами (СНиП). Согласно определенному своду правил, аэропорт должен располагаться в  50 км от центра города.

Учитывая шум, доставляющий неудобства  местным жителям и загрязнение окружающей среды, понятно, что строить аэропорт необходимо подальше от центра. Но с точки зрения комфорта, лучше будет, если аэропорт будет находиться в черте города. Чтобы решить эту проблему недостаточно одного обсуждения правового вопроса. Мы должны знать, как местное население оценивает экономический эффект от аэропорта, связанного с развитием транспортной отрасли. Политический аспект также имеет большее значение. 

Лично я думаю, что можно построить аэропорт в центре города, если качество посадки самолетов будет оптимизировано, вследствие чего может быть внедрена шумоизоляция и увеличена длина взлетно-посадочной полосы. 

Я всегда мечтал о собственном летательном аппарате, внешне напоминающем НЛО. Если бы в каждой семье было такое транспортное средство и можно было бы перемещаться по всему миру -  это было бы лучшим решением. Я надеюсь, что в будущем будет разработан такой летательный аппарат.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

Астана аэропорт архитектура дизайн новости Астаны

11.10.2013 • 13:18 10104

Поделиться
Японский архитектор раскрыл главный секрет аэропорта Астаны
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus