В Казахстане действие антикоррупционного законодательства планируют распространить на лиц, не являющихся госслужащими, но выполняющих публичные функции. Об этом в Facebook написал председатель Агентства по противодействию коррупции Алик Шпекбаев, сообщает корреспондент центра деловой информации Kapital.kz.
«То есть мы предлагаем, чтобы за получение взяток и откатов топ-менеджеры коммерческих банков, руководители субъектов естественных монополий, частные судебные исполнители и ряд других категорий публичных служащих несли такую же уголовную ответственность, как госслужащие. Эта практика распространена во всем мире», - пояснил глава агентства.
Алик Шпекбаев рассказал и о других важных инициативах третьего пакета антикоррупционных реформ президента.
«Усиление ответственности за коррупцию. Прежде всего это коснется сотрудников правоохранительных органов и судей. Думаю, ни у кого не вызывает сомнений, что, находясь на страже законности и правопорядка, они должны нести более жесткую ответственность за коррупционные преступления. Будет проработан и вопрос ужесточения наказания для взяткодателей и посредников во взяточничестве. Сильнейший профилактический эффект будет иметь отмена УДО в отношении осужденных коррупционеров. В продолжение этой логики мы выступаем за исключение применения кратных штрафов за особо тяжкие коррупционные преступления и пересмотр назначения наказания для коррупционеров в колониях-поселениях», - рассказал он.
Также с 2021 года планируется введение запрета для госслужащих, депутатов и судей на владение банковскими счетами за рубежом.
Еще одна инициатива – принятие закона об общественном контроле. «На мой взгляд, это станет реальным катализатором более масштабного вовлечения граждан и неправительственных организаций в системное противодействие коррупции и бюрократии. В нем будут отражены конкретные механизмы взаимодействия общественников с госорганами по самому широкому спектру вопросов. Большим шагом вперед станет обеспечение абсолютной прозрачности госорганов, основным инструментом которой является Интерактивная карта открытых бюджетов, разработанная Антикором», - считает Алик Шпекбаев.
Читайте также
Поручения по развитию госуправления, развитию экономики, поддержке МСБ
Кроме того, будет значительно усилена роль общественных советов, которые будут действовать не только при госорганах, но и в национальных компаниях. Не менее важным инструментом активизации гражданского общества станет разработка комплексной системы защиты осведомителей о фактах коррупции на основе лучших зарубежных практик.
«Особо следует отметить стратегическую важность решения президента ускорить сокращение количества госслужащих и работников квазигоссектора на 25% до конца 2021 года. Таким образом, полноценный переход на факторно-балльную систему оплаты труда с двукратным увеличением должностных окладов станет еще одним неоспоримым плюсом в контексте эффективного предупреждения коррупции на госслужбе», - написал он.
В настоящее время совместно с правительством проработаны антикоррупционные
инициативы, вытекающие из рекомендаций ОЭСР, ГРЕКО, ООН. Ключевая из них –
введение гражданско-правовой ответственности за незаконное обогащение
чиновников.
«С учетом запуска в 2021 году первого этапа всеобщего декларирования мы
предлагаем следующий механизм. В первоначальной, так называемой входной
декларации, госслужащий зафиксирует все свои активы. Если при подаче очередной
декларации будет выявлен значительный прирост доходов, который он не сможет
обосновать, его ждут увольнение с госслужбы и конфискация суммы необоснованного
превышения», - отметил Алик Шпекбаев.
По его словам, серьезный превентивный эффект будет иметь введение института проверки на профессиональную неподкупность, успешно применяемого в развитых странах.