Иностранцам не интересны торговые моллы и высокоэтажные здания. Их интригует наша культура, дикая природа страны. Так считает Жанар Алчимбаева, руководитель Управления туризма Алматинской области. Корреспондент «Капитал.kz» поговорил с ней о том, как область может привлечь туристические потоки.
— Жанар, сколько туристических объектов сейчас функционирует в Алматинской области и сколько будет запущено в ближайшие годы?
— Дело в том, что на территории области очень много объектов, оказывающих услуги туристам, приезжающим в наш регион. Однако не все эти объекты учтены и инвентаризированы. По нашим подсчетам, на данный момент на территории Алматинской области функционирует чуть более 2500 туристических объектов. Мы ведем активную работу по увеличению количества туристических объектов и ожидаем, что в ближайшие годы количество объектов, представляющих интерес у туристов, превысит 3000. Есть много планов в этой области, и я надеюсь, что нам удастся все наши проекты реализовать.
— В мае этого года в регионе стартовал проект по инвентаризации объектов туризма. Говорилось, что по его итогам будет разработан мастер-план развития туризма в Алматинской области. Расскажите о результатах проделанной работы.
— В мае этого года мы начали процесс инвентаризации туристических объектов и субъектов, функционирующих на территории нашей области. Основная задача инвентаризации — оценить емкость туристского рынкаи потенциал региона, понять, какие объекты и места можно продвигать, их готовность к приему туристов, а также понять, какие виды туризма и туристические продукты мы можем предложить миру. После получения данных мы планируем использовать их в подготовке мастер-плана по развитию туризма в Алматиснкой области. Также те объекты, которые мы инвентаризируем, будем включать в международную платформу TripAdvisor. В долгосрочной перспективе мы ожидаем, что эти объекты сами тоже будут привлекать туристов и продвигать себя и туристический потенциал региона. Если говорить о цифрах, то отчет по результатам инвентаризации объектов и субъектов индустрии туризма Алматинской области, не включая город Алматы, по состоянию
— Какова максимальная стоимость проживания в местах размещения Алматинcкой области для туриста?
— В городе Алматы, конечно, цены на проживание дороже, отели класса люкс стоят от 80−140 тыс. тенге за номер в сутки. Алматы как мегаполис может предложить размещение на любой вкус и кошелек. Однако практически все природные достопримечательности находятся в Алматинской области, а цены на размещение гораздо приятней, исключение составляет только Капшагай, и то за счет заведений казино. На самом деле, как показывает практика, услугами 5-тизвездочных отелей часто пользуются бизнесмены и деловые туристы. Обычные путешественники предпочитают бюджетные варианты и хостелы. Ярким доказательством этому является бурный рост хостелов в Алматы. Среди иностранных туристов, особенно среди молодых иностранцев, хостелы стали очень популярны. В данный момент несколько проектов по строительству загородных хостелов и кемпингов уже находятся в разработке. Также иностранным туристам очень интересен опыт проживания в казахских юртах, и позитивный момент, что в этом сезоне открылось триэтноаула, предлагающих туристам проживание в реальных условиях жизни кочевников.
— Алматы и Алматинская область по-прежнему воспринимается туристами как дорогой регион для путешествий?
— После девальвации, которая имела место у нас в стране в 2014—2015 годах, туризм в Казахстане воспринимается иностранными туристами как страна с приемлемыми ценами на туристические услуги. Девальвация ударила по выездному туризму, но также внесла большой вклад в развитие въездного и внутреннего туризма. Поэтому восприятие Алматы и Алматинской области как самых дорогих мест для путешествия полностью исчезло. Свидетельством этому является большой поток туристов, посетивших Алматинскую область за летний сезон. Сегодня все больше казахстанцев, а также туристов из соседних стран посещают наш регион, и приемлемые цены являются одним из факторов, влияющих на их решение приехать к нам.
— Как изменился поток туристов в Алматинскую область в 2016, 2017 и за истекший период этого года?
— Из года в год количество туристов, посетивших Алматинскую область, неуклонно растет. Я поделюсь данными. В 2017 году наша область приняла 1,5 миллиона человек. В этом году мы достигли прошлогоднего показателя уже в конце августа. То есть на конец августа 2018го количество туристов, посетивших наш регион, составило больше чем 1,5 млн человек. А у нас впереди еще есть четвертый квартал, начало зимнего сезона, и к концу этого года мы ощутимо увеличим статистику. Если подходить к вопросу с точки зрения, кто больше к нам приходит, внутренние илииностранные туристы, то пока доминируют местные. Но, как правило, иностранные туристы, приезжающие в Алматы, обязательно посещают и Алматинскую область.
— Сколько туристов посетили Алаколь и Балхаш в 2017 году и за истекший период этого года?
— За прошедший год Балхаш посетило около 9 тыс. туристов, а Алаколь — чуть больше 700 тыс. В этом году цифры значительно выросли. За первое полугодие 2018 года на Балхаше отдохнуло около 9,5 тыс. человек, а на Алаколе — чуть больше миллиона. Мы очень гордимся этими показателями, так как проделали огромную работу по улучшению качества отдыха в данных местах. Слабый прирост туристов на Балхаше связан с тем, что рядом с озером мало туристических объектов и есть проблемы с инфраструктурой. Но уже в этом году начато строительство новой дороги, соединяющей Талдыкорган с озером Балхаш, и мы планируем дальше инвестировать в разитие инфрастуктуры региона. В следующем году мы ожидаем большего количества туристов на Балхаше.
— Расскажите, как обстоят дела со строительством международного туристского центра «Акбулак»? Сколько денег уже инвестировано и сколько будет вложено в этом году?
— Строительством туристического комплекса «Акбулак» занимается национальная компания «КазМунайГаз».Это их коммерческий проект и инвестиции, соответственно, тоже вкладываются с их стороны. У меня, к сожалению, нет цифр, сколько денег они инвестировали в этот проект и сколько еще они планируют.
— Из каких стран идет основной поток туристов в Алматинскую область? Сколько человек прибыло в регион из топ-5 стран, туристы из которых больше всего едут в РК?
— По последним данным, туристический поток в Алматинскую область увеличился почти на 45%. Основная часть туристов прибывает из стран с безвизовым режимом, таких как Россия.
— В прошлом году говорилось о том, что одним из факторов роста показателей в сфере туризма в Алматы и Алматинской области стало проведение Универсиады. А на что сейчас могут «клюнуть» иностранные туристы, чтобы приехать в Казахстан?
— Я не открою Америку, если скажу, что это культура и природа. Иностранцам не интересны торговые моллы и высокоэтажные здания. Этого добра у них и у самих хватает. Им интересна наша культура, дикая природа страны. Поэтому очень важно развивать в Казахстане этнографический туризм, так как иностранцев очень интересуют традиции, обычаи, быт и кухня кочевого народа. В данный момент уже действуют эколого-туристские отряды, проводятся экологические акции, экспедиции, фестивали-ярмарки по изучению туристско-рекреационного потенциала. Мы стараемся перенимать опыт наших зарубежных коллег. В начале сентября, в рамках Проекта Всемирного Банка «Повышение конкурентоспособности МСП в Казахстане», состоялась международная ознакомительная поездка представителей туристического кластера Алматинского региона в г. Бильбао и Сан-Себастьян. Эта поездка позволила в первую очередь более детально изучить основные подходы по развитию кластеров одного из первых регионов Европы, который успешно осуществляет кластерную политику более 25 лет. Также мы смогли ознакомиться с мерами по развитию туристической отрасли региона, которые предпринимаются на региональном и местном уровнях.
Но в целом мы довольны результатом, и чтобы отметить и мотивировать игроков туризма в Алматинской области, мы объявили конкурс на премию акима Алматинской области «Zhetysu Travel Awards». Церемония награждения пройдет на форуме, который мы проведем 19−20 октября. На форуме мы как раз подведем итоги летнего туристического сезона, определим лучшего туроператора Алматинской области, лучшее место размещения, лучшего инвестора, лучшего партнера, лучший материал о туризме по области, а также лучший PR-проект по продвижению возможностей Алматинской области.
А что касается туристов из дальнего зарубежья, то это чаще всего граждане Германии, Китая, Израиля, Индии, Франции, Японии, Италии, Малайзии, Нидерландов, ОАЭ, Великобритании, Южной Кореи и США.
Нельзя оставлять без внимания и внутренний поток туристов, местных жителей.