Тема экологического загрязнения — одна из самых актуальных для страны. Удивительно, как мало при этом голосов, выступающих за введение экологических стандартов в строительные проекты. Такое качество зданий, как энергоэффективность, предопределяет степень нагрузки на энерго- и теплосети.
Были государственные программы по строительству городов — спутников Алматы с приставками smart и green в названии — теперь забытые проекты. В итоге инициативу по внедрению экологически чистых стандартов взяли на себя частный бизнес и общественное объединение — Казахстанский совет по «зеленому» строительству — KazGBC. О том, что получается, «Капитал.kz» рассказал директор KazGBC Данияр Азимхан.
От экологического дома — к экологическим программам
Данияр Азимхан — финансист и венчурный инвестор. В середине двухтысячных он стал соинвестором строительства жилого дома в Алматы. Здание могло стать первым жилым домом в стране, построенным с учетом требований мировых экологических стандартов. Кризис превратил проект в долгострой, но Данияр Азимхан прочувствовал важность темы «зеленого» строительства и стал заниматься ее продвижением в стране. Как результат — разработана казахстанская добровольная система экологической оценки зданий — Omir, сертифицированы пилотные проекты, проведены два международных форума Greenbuild Eurasia и вручены 15 наград Kazakhstan Green Award.
Энергоэффективностью похвастаться не можем
Идея «зеленой» архитектуры пришла в строительную индустрию как ответ на провозглашенную ООН цель тысячелетия — устойчивое развитие. Все ресурсы считаются взятыми в долг у последующих поколений, отсюда важность экономного их использования. Забота о здоровье и благосостоянии человека тоже часть этой программы. «Согласно исследованиям, 90% жизни современный человек проводит в зданиях. Логично, что именно строительная отрасль в мире стала одной из основных точек применения для экологичных технологий, — рассказывает Данияр Азимхан. — „Зеленые“ здания должны быть комфортными и здоровыми. В них должно быть достаточно солнечного и искусственного света, внутри таких зданий должен быть чистый воздух, тепловой и акустический комфорт. Стройматериалы должны проходить экологическую сертификацию. Ведущие архитектурные компании мира давно интегрировали эти принципы в основу своей работы».
Важная характеристика «зеленого» здания — его энергоэффективность. В Германии, например, на 1 квадратный метр жилья тратится 50−70 кВт.час энергии в год. Теплопотери постсоветского жилого фонда находятся на уровне 350−400 кВт.час. Проблема энергоэффективности может быть усугублена. «В Казахстане к 2050 году мы должны удвоить существующую ныне площадь зданий. Как они будут строиться? Какое качество жизни будет заложено в проекты этих зданий — с учетом того, что жизненный цикл здания 60−100 лет? — задается вопросами Данияр Азимхан. — Если не изменить подход к проектированию и строительству, то в ближайшее время потребность в энергии и воде, нагрузка на энергосети вырастут в разы. А это еще больше усугубит качество воздуха в городах, негативно повлияет на здоровье людей, снизит производительность труда, увеличит расходы на здравоохранение. На страновом уровне это отрицательно повлияет на конкурентоспособность Казахстана и здоровье нации в среднесрочной перспективе».
Конкуренция как ключевой фактор успеха реформ
Отсутствие политики ресурсосбережения приводит к тому, что государство вынуждено субсидировать устаревшие технологии — вместо того, чтобы стимулировать освоение новых. Но даже при условии изменения подхода к проектированию — возможно ли внести изменения в ныне существующий жилой фонд? Данияр Азимхан уверен, что задача выполнима.
В качестве примера можно использовать опыт ФРГ. Эта страна после объединения западной и восточной части реформировала жилой фонд из социалистического наследия. «В Восточной Германии много домов советского типа постройки. Это недорогое, но малоэффективное с точки зрения экологических требований жилье. Чтобы привести дома к высоким стандартам, была создана система управляющих компаний, которые организовали реконструкцию. Государство обеспечило им доступ к недорогим кредитам и налоговым льготам. Между управляющими компаниями сложилась конкуренция, люди могли выбирать жилье с максимальным комфортом за приемлемую цену аренды», — рассказывает Данияр Азимхан.
Здоровая конкуренция и рыночная необходимость — вот главные стимулы, двигающие мировой рынок строительства к «зеленым» проектам. Политическое решение о важности новых правил запустило новую систему ценностей, которую приняло подавляющее большинство участников рынка. 80% американских девелоперов сертифицируют свои здания по «зеленым» стандартам. В некоторых штатах приняты законы, обязывающие любое строительство сертифицировать на предмет экологичности. Американская система сертификации LEED за 20 лет сертифицировала более миллиарда квадратных метров недвижимости. Не менее авторитетна система сертификации Великобритании — BREEAM, насчитывающая сотни тысяч сертифицированных зданий по всему миру. В экологическом направлении активно развивается Китай. Всем известна программа строительства ста экологических городов в этой стране. Но вот факт менее известный: на рынке Китая представлено около 40 тыс. видов строительных товаров с «зеленой» маркировкой. Это даже больше, чем в Европе, на рынке которой аналогичных товаров — 30 тыс.
А вот как экологические проекты стимулирует рынок: сделки купли-продажи «зеленой» недвижимости в США на 5−10% дороже средних по рынку. Аренда в экологических офисных зданиях дороже на 10−20%, а заполненность таких офисов выше на 20−30%. Один из современных корпоративных принципов транснациональных компаний — занимать «зеленый» офис в случае, если такой есть на рынке. За этим практичный расчет: при фонде оплаты труда в 60−70% от всего бюджета компаниям выгодно создавать персоналу лучшие условия труда, от чего напрямую зависят его производительность и рыночный успех компании.
KazGBC: от образовательных ивентов до сертификации зданий
Приняв эстафету всемирного движения за «зеленое» строительство в 2014 году, участники строительной индустрии создали Казахстанский совет по зеленому строительству — KazGBC. Эта некоммерческая структура в начале деятельности занималась организацией образовательных курсов для участников строительного рынка.
В 2015 году KazGBC вступил во Всемирный совет по «зеленому» строительству — WorldGBC, затем последовала разработка национальной системы экологической оценки зданий — Omir. Сегодня разработаны стандарты экологической оценки трех типов зданий -многоквартирных, офисных и торговых. А также сертифицированы первые проекты по каждому стандарту. В процессе оценки находятся еще 10 зданий.
Чтобы привлечь участников рынка к сертификации своих проектов, в стандартах отказались от использования супертехнологичных решений, в основу же заложили немного улучшенную версию СНиПов и некапиталоемкие решения, позволяющие улучшить экологичность проекта.
«Система сертификации должна быть надежной, не дискредитирующей идею, для чего к оценке проекта привлекается независимый от KazGBC международный эксперт. Для сертификации компания-претендент подает заявку на оценку и предоставляет эксперту подтверждающую документацию. Если здание набирает достаточное количество баллов, оно получает соответствующий сертификат. В течение строительного периода другие представители KazGBC посещают проект, чтобы убедиться в том, что заложенные решения соблюдаются неукоснительно. Только после положительных оценок здание получает сертификат, — рассказывает Данияр Азимхан. — Наша задача сейчас — к 2020 году сертифицировать 200 зданий и обучить 1000 специалистов строительной индустрии работе с системой Omir».