«Допустим, дом, в котором вы живете, пришел в аварийное состояние. Государство должно предоставить вам жилье взамен признанного негодным для проживания. Эта услуга есть в реестре госуслуг. Стандарт ее предоставления предполагает, что претендентам на новое жилье необходима справка о признании их жилища аварийным. Но где взять эту справку — никто не знает, это не прописано в стандартах. Человек даже не будет знать, куда нужно обращаться, чтобы получить такую справку, и при этом, что интересно, в разных городах чиновники могут направить человека по разным „кругам“ для получения справки», — Сергей Пизиков, руководитель проекта «Качество услуг — зона общественного контроля», приводит типичный пример скрытой государственной услуги. Частный фонд «ФИПРО» (Усть-Каменогорск) объявил о начале проведения исследования в Алматы. В итоге должна быть разработана методология выявления скрытых государственных услуг. Эксперт рассказал, какие цели преследуют организаторы и какой эффект должен получиться.
Сколько на самом деле?
В настоящее время в реестр государственных услуг, оказываемых физическим и юридическим лицам, включено 739 услуг, оказываемых центральными и местными исполнительными органами. На каждую прописан стандарт — как она должна оказываться, но на практике «всплывают» услуги, которые не включены в этот перечень и для них не прописаны нормативы. По оценочным данным, в разных областях и в компетенции различных госорганов скрыто от 10−15 до 150 государственных услуг.
Государство проводит работу — выявляет скрытые госуслуги. Однако единой методологии для этого нет. «И на самом деле, сколько точно существует скрытых госуслуг, никто не знает», — комментирует Сергей Пизиков.
Сэкономить 1,5 миллиарда
Первая фаза проекта была реализована в 2015—2016 годах в Восточно-Казахстанской области, вторая будет проходить в Алматы до конца 2017 года. Третьей, будущей, локацией выбрана Павлодарская область.
На первом этапе фокус был сделан на применении метода «Анализ регуляторного воздействия» (АРВ), который позволяет рассчитать выгоды и затраты, помогает понять, как принимаемые законы отразятся на целевых группах. С помощью этого метода было исследовано десять государственных услуг, в итоге сообщество неправительственных организаций, представители гражданского общества сделали выводы о том, к каким затратам может привести то или иное предложение.
К слову, метод АРВ в 2014 году был внесен в законодательство о частном предпринимательстве, он предполагает обязательный расчет эффектов в отношении нормативно-правовых актов, касающихся бизнеса.
Ключевой момент — сколько будет стоить предоставление прописываемых государством услуг и кто должен это оплачивать. Каков экономический и социальный эффект от государственного регулирования — законов, постановлений?
По предварительным подсчетам, сокращение списка скрытых госуслуг суммарно даст эффект в 1,5 млрд тенге — за счет сокращения различных затрат как для граждан, так и для самих госорганов.
Помогут получатели госуслуг
Госорганы и сейчас выявляют скрытые государственные услуги. «Этот вопрос решается командой вниз. Но никто не знает, как это делать. Почему мы вообще решили заняться этой темой? Мы столкнулись с таким подходом: акимат просто собирает положения о всех госорганах и перечитывает. Иногда доходит до абсурда — настолько сложными в своем воплощении на практике становятся госуслуги», — продолжает собеседник.
Сказать заранее, в какой сфере больше всего скрытых госуслуг, сложно. Так же, как предположить, кто чаще сталкивается с этим «явлением» — бизнес или население. Картина прояснится по мере реализации проекта.
Организаторы планируют собирать фокус-группы, которые будут состоять из получателей госуслуг и тех, кто представляет услугодателей, — через партнеров, таких, как Палата предпринимателей. «Один из инструментов отбора участников — данные госорганов, у них есть списки обратившихся. Мы разошлем этим людям приглашения. Также будем работать с представителями госорганов, они точно знают, что есть в реестре, чего нет», — рассказывает о том, как будет проходить работа.
Но прислушается ли государство?
Как пояснил Сергей Пизиков, задачи выявить все скрытые госуслуги в этом проекте не стоит, вероятно, это станет «сопутствующим эффектом» обкатки положений методики, которую предстоит разработать.
«Мы хотим создать инструмент и к концу года представить его в Министерство национальной экономики РК, и если это произойдет, он может стать обязательным. Тогда можно будет говорить о распространении на другие регионы и повышении экономического эффекта», — говорит спикер.
Естественным образом возникает вопрос: примет ли государство методику, которую предложит частный фонд. Представитель «ФИПРО» отмечает, что государство вправе принять или не принять любое предложение, по которому, безусловно, будет делаться заключение соответствующих структур. Однако уже есть положительные примеры сотрудничества.
Один из них — из практики прошлого года. «Есть госуслуга — обеспечение бесплатного подвоза детей из отдаленных сельских местностей к учебному заведению и обратно. По стандарту для ее предоставления списки учеников должны были утверждаться несколько раз, причем родители должны были писать заявление, чтобы ребенка забирал автобус, а для этого нужно ехать в райцентр. Но ведь на самом деле все просто. Учителя по своим функциональным обязанностям перед началом учебного года делают обход и выясняют количество учеников. У каждой сельской школы есть свой автобус, и он в любом случае ездит в отдаленные сельские пункты, которые относятся к школе. Поэтому неважно, будет 5 или 15 детей, автобус все равно сделает рейс. Если количество детей превысит количество сидячих мест, автобус совершит два рейса. Министерство образования приняло эту нашу рекомендацию. Если рекомендации разумны, они принимаются государством», — рассказывает Сергей Пизиков.
По его словам, вместе с методикой фонд и потенциально выявленными скрытыми государственными услугами предложит и свои рекомендации по их усовершенствованию.
Отметим, что проект реализуется в рамках программы Фонда Евразии по Центральной Азии «Инициатива в поддержку эффективного управления» при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (USAID).