USD
443.85₸
-0.470
EUR
474.30₸
+0.970
RUB
4.80₸
+0.040
BRENT
88.26$
+0.070
BTC
63968.80$
-137.200

Анна Качко: Нужен яркий сценарий, а деньги найдутся

Что такое питчинг проектов, и как он может помочь казахстанским режиссерам

Share
Share
Share
Tweet
Share
Анна Качко: Нужен яркий сценарий, а деньги найдутся- Kapital.kz

Директор деловой площадки международного кинофестиваля «Евразия» Eurasia Spotlight Анна Качко о том, что делать если вы написали сценарий и не знаете как воплотить в жизнь свою идею?

– Впервые Вы провели бизнес-площадку на МКФ «Евразия» 5 лет назад. С чего все начиналось?

- Когда мы с моим содиректором Ильясом Ахметом в рамках МКФ «Евразия» при поддержке «АО Казахфильм» запускали бизнес-площадку в 2011 году, не у всех деятелей кино в Казахстане было понимание, что такое питчинг проектов, как работает система финансирования кинопроектов за рубежом, как правильно продвигать свое кино. Особенно молодые кинематографисты часто сталкиваются с ситуацией: появилась идея, написан сценарий, а что делать дальше непонятно. А именно на этой стадии важную роль играют так называемые рынки ко-продукции, которые сегодня существуют при всех крупных фестивалях мира. Это первая возможность представить проект на стадии написания сценария на суд профессионального киносообщества.

У нас, организаторов Eurasia Spolight, была уверенность, что появление бизнес-площадки при «Евразии» даст дополнительный толчок для международного сотрудничества, для мотивации начинающих кинематографистов.

Для организации первого рынка казахстанских проектов в 2011 я опиралась на мой продюсерский опыт и участие во многих международных кинорынках с собственными проектами. Также с 2008 года я являюсь одним из создателей Moscow Business Square – бизнес-площадки при Московском международном кинофестивале.

- Что изменилось за пять лет в казахстанском кино?

- За прошедшие годы в Казахстане многое произошло. Было создано множество разноплановых картин, как на государственные, так и на частные деньги. Появилось поколение молодых кинематографистов, которые уже заявили о себе в мировом контексте, а также чьи фильмы стали коммерчески успешными в казахстанском прокате. Появилось движение «партизанское кино», представители которого продолжают снимать фильм за фильмом. Конечно, сегодня существует большое количество открытых вопросов, связанных с законом о кино, с системой поддержки и продвижения казахстанского кинематографа. При этом за прошедшие годы наметились четкие тенденции развития и много новых людей пришли и продолжают приходить в профессию. Меня, например, в этом году очень приятно удивил высокий уровень присланных на питчинг проектов. Молодые кинематографисты все больше говорят о том, что их волнует, об актуальных вопросах, личных переживаниях, а это и есть темы настоящего авторского кино.

– А какой вклад внесла деловая площадка и питчинги в казахстанский кинематограф? Назовите самые известные проекты, воплотившиеся благодаря этим мероприятиям.

––Для реализации любого проекта важно находить единомышленников, завязывать контакты и привлекать надежных партнеров. Для этого и создавалась EURASIA SPOTLIGHT. Очень важно, чтобы о Казахстанской киноиндустрии узнало как можно больше профессионалов по всему миру. Именно поэтому каждый год мы приглашаем в Алматы специалистов из Европы, Азии и Америки и представляем им проекты казахстанских коллег, показываем им уникальные локации Казахстана, знакомим их с местной культурой и традициями. Так завязываются контакты и сотрудничество. Например, некоторые продюсеры – гости Eurasia Spotlight уже выступили ко-продюсерами Казахстанских фильмов, а побывавшие на Евразии отборщики крупных фестивалей (Канны, Берлин, Роттердам, Бусан, Локарно) пригласили казахстанские фильмы в свою программу.

На самом первом питчинге в 2011 году победил проект Эмира Байгазина «Уроки гармонии». Фильм вошел в основной конкурс Берлинского кинофестиваля 2013 и завоевал приз Серебряного медведя, а также более 30 международных наград. Фильм другого победителя питчинга «Хозяева» Адильхана Ержанова был отобран в официальную программу Каннского фестиваля и собрал большое количество призов по всему миру. Фильм участника питчинга Наримана Туребаева «Приключение» был показан в основном конкурсе Фестиваля в Карловых Варах, а представленный на нашем форуме проект «Ореховое дерево» Ерлана Нурмухамбетова получил призы на фестивалях в Пусане и Везуле.

Например, в прошлом году к нам приезжал директор крупного кинорынка в Гонк Конге. После своего визита на Eurasia Spotlight он получил рекордное количество заявок из Казахстана и пригласил к участию проект режиссера Екатерины Суворовой. Проект победитель прошлого года El-Freeman Елжаса Рахимбекова был представлен на кинорынке в Таллине и сейчас работа над фильмом почти завершена, а другой победитель режиссер Ольга Коротько успела за прошедший год побывать на кинорынке Берлинского кинофестиваля, обзавестись казахстанским продюсером и сейчас готовится к съемкам.

– Какой процент составляют воплощенные проекты от числа финалистов питчнга?

– Во всем мире существует статистика, что из проектов, представленных на подобных рынках копродукции, реализовывается 30-40%. Снять кино, даже имея финансовые возможности, очень непросто, это трудоемкий процесс и многие просто отказываются от своей мечты.

– В каком жанре чаще всего приходят проекты?

– Мы принимаем проекты всех жанров. Главное – чтобы был авторский, творческий взгляд на историю. В этом году в финал питчинга прошло 10 проектов. Больше всего среди них проектов в жанре драмы, но есть и комедии и триллеры.

– Окупаются ли проекты, прошедшие через питчинги?

– Это комплексный вопрос, связанный в первую очередь с системой проката авторского кино в Казахстане и за рубежом. Нужно отдавать себе отчет в том, что сегодня в мире авторское или артхаусное кино не приносит доходы сопоставимые с блокбастерами в жанре экшн или романтической комедии. При этом любой режиссер, снимая фильм, надеется на его успешность у зрителей, на международных кинофестивалях и в прокате.

Важно еще добавить, что в этом году мы расширили горизонты и принимаем для участия в питчинге не только полный метр, но и короткометражные и документальные проекты. Хотим дать площадку начинающим для поиска единомышленников. Участие в бизнес-площадке может открыть им доступ ко всем необходимым ресурсам, чтобы реализовать проект. Конечно при наличии яркого сценария и талантливого режиссера.

– Неужели питчинги и бизнес-площадки– единственный способ для режиссера найти деньги?

– Это только одна из возможностей, но часто очень эффективная, особенно если вы хотите заявить о себе на международном уровне. Недаром при каждом крупном кинофестивале, начиная с 1989 года, проводятся такие мероприятия и участвуют в них часто крупные режиссеры и продюсеры. Для многих из них не составляет труда найти финансирование, но они все равно представляют свои проекты на питчинги с целью заявить о себе. Ведь это новые контакты, это реклама и продвижение, это общение с агентами по продажам, с представителями кинофестивалей, с журналистами. Ваш фильм находится только на стадии рождения сценария, а благодаря рынку ко-продукции о нем уже знают во всем мире, его появления ждут дистрибуторы и фестивальные отборщики. Вы конечно можете прийти к инвестору, заинтересовать его и в частном порядке получить финансирование, но как только такое кино будет снято встанет вопрос – что дальше? В случае если Ваш фильм уже побывал на международных рынках – к моменту его готовности судьба фильма уже определена.

При этом все кинорынки, включая наш Eurasia Spotlight, предоставляют возможность участия для проектов абсолютно бесплатно, сами занимаются приглашением важных гостей и организацией знакомств.

– На что обращает внимание жюри при отборе?

– При отборе жюри руководствуется следующими критериями: оригинальность идеи; возможность реализации проекта в международной ко-продукции; коммерческий потенциал проекта на казахстанском или международном рынке или потенциал участия в международных кинофестивалях, наличие режиссера с опытом успешных полнометражных или короткометражных фильмов.

– Какова награда для проектов-победителей питчинга?

– В этом году у Eurasia Spotlight новые партнеры. Известная продакшн-компания Казахстана предоставит проекту-победителю свои услуги на стадии завершения проекта, режиссер-победитель сможет принять участие в увлекательном воркшопе в Праге и снять фильм совместно с европейскими коллегами. Также все участники получат в подарок литературу о кино от наших партнеров – книжных компаний. И все-таки самое важное, как я уже говорила, это не награда, а участие. Ведь все участники смогут сделать что-то важное для своего проекта.

– Возьмете ли под свою личную опеку понравившиеся проекты?

– Моя главная задача как организатора Eurasia Spotlight – это предоставить казахстанским кинематографистам площадку для общения, для получения новых профессиональных знаний и обмена опытом с международными коллегами. Мы с Ильясом Ахметом, стараемся следить за судьбой проектов-победителей и курировать их разработку. При этом моя основная профессия – кинопродюсер и поэтому я всегда нахожусь в поиске интересных проектов и талантливых авторов.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Google News Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.