В Казахстане за первое полугодие 2016-го с реализации снято свыше 12 тонн несоответствующей продукции. Из 15,4 тысячи лабораторных проб две тысячи (13%) показали, что реализуемая продукция несет угрозу для потребителя. Снятые с прилавков товары уничтожены, на виновников наложены штрафы. Об этом в ответ на запрос центра деловой информации Kapital.kz сообщили в Комитете по защите прав потребителей МНЭ РК.
Так, по информации ведомства, выдано 949 предписаний об устранении нарушений требований законодательства РК, возбуждено 415 дел об административных правонарушениях, из них 209 передано в судебные органы. По результатам судебных разбирательств оштрафованы 182 нарушителя на сумму свыше 44 млн тенге. При этом временно приостановили свою деятельность 112 хозяйствующих субъектов.
Торговые сети, злоупотребившие доверием покупателя, размещены на сайте Комитета - kzpp.gov.kz - в «Реестре несоответствующей продукции». Напомним, в этом году ведомством был модернизирован данный ресурс, для того чтобы любой потребитель мог легко найти информацию о фальсифицированных и некачественных товарах. В помощь пользователю - специальные фильтры: «наименование продукции», «вид продукции», «регион продажи», «страна-производитель», «наименование продавца» и «наименование производителя».
Из ответа Комитета также следует, что лабораторных проб за весь прошлый год было взято меньше, чем за первое полугодие 2016-го. При этом опасной продукции выявлено больше: из 10,5 тысячи проб свыше 3 тысяч показали несоответствие санитарно-эпидемиологическим нормам и техрегламенту, то есть порядка 30%. Количество выписанных предписаний за год составило 1,3 тыс., общая сумма штрафов - 45,8 млн тенге, 136 компаний приостановили работу. С реализации было снято и уничтожено 79,694 тонны некачественных товаров на сумму 14,5 млн тенге.
На вопрос о том, поступали ли в ведомство жалобы на испорченные акционные продукты и есть ли официальная информация об отравлениях, в Комитете ответили отрицательно.
«В Комитет жалобы касательно некачественных акционных продуктов не поступали. Данных по отравлению такими продуктами нет. С аналогичными жалобами необходимо обращаться по номерам территориальных Департаментов по защите прав потребителей Комитета, которые указаны на нашем официальном интернет-ресурсе», - говорится в сообщении.
По мнению президента общественного объединения по защите прав потребителей «Адал» Артык Сейткалиевой, даже после отмены моратория на проверки контролирующие органы не беспокоят владельцев супермаркетов частыми визитами, а проводят лишь плановые ревизии и обязательно заранее уведомляют о них предпринимателей.
«Поэтому контролирующим органам нужно разрешить «принцип внезапности» проверок. А когда тебе присылают уведомления - «Я к тебе приду», то это надо быть безумцем, чтобы, зная о проверке, делать нарушения. Хотя у нас даже и такое бывает - настолько безнаказанность породила эту безответственность», - поделилась с корреспондентом Kapital.kz правозащитница.
В Комитете, в свою очередь, пояснили, что порядок организации и проведения проверок субъектов предпринимательства в Казахстане регламентируется Предпринимательским кодексом от 29 октября 2015 года. В документе указано, что «обращение физических и юридических лиц является основанием для проведения внеплановой проверки при условии наличия в обращений конкретных фактов и обстоятельств, выявленных в отношении конкретных субъектов и объектов предпринимательства и послужившие основанием для назначения данной внеплановой проверки». Доказательствами могут послужить фото- и видеоматериалы: в числе поправок в Закон о защите прав потребителей РК, внесенных в минувшем апреле, разрешение свободно снимать на камеру любой товар, который, по мнению покупателя, реализуется с нарушениями.
«Если в результате проведения проверки будет выявлен факт нарушений, должностное лицо органа контроля и надзора в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РК, принимает меры по их устранению, предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде, законным интересам физических и юридических лиц, а также меры по привлечению лиц, допустивших нарушения, к ответственности», - добавили в КЗПП.
Отметим, что список из семи признаков продукции, которая ни при каких обстоятельствах не должна попасть в продажу или производство, содержится в пункте 4 статьи 12 Закона РК «О безопасности пищевой продукции». Речь идет о товаре, который «имеет явные признаки недоброкачественности (порча, разложение, загрязнение); превышает радиологические, токсикологические, химические и (или) микробиологические нормативы; не имеет документов, удостоверяющих безопасность и подтверждающих происхождение товара; не имеет установленных сроков годности или с истекшими сроками годности; не имеет маркировки; не соответствует предоставленной информации; является фальсифицированной пищевой продукцией».