Коммуникациям нужна перезагрузка. Особенно остро это стало ощущаться после событий 21 мая, когда власти допустили большую коммуникационную ошибку. Об этом говорили спикеры междунардного PR-форума.
Коммуникационный сбой с точки зрения сохранения долгосрочной политической стабильности очень важная тема, считает директор Группы оценки рисков Досым Сатпаев. Но сделать так, чтобы информация выполняла свою роль, при этом не предпринимая других серьезных институциональных реформ, не получится. Перезагрузка коммуникаций – вопрос тактический, а стратегическая задача, которая стоит перед властью и элитой, - политические реформы, причем с участием общественности. «Нужна не просто перезагрузка коммуникаций, а давно уже перезагрузка всей системы», - говорит Досым Сатпаев.
Ситуация осложняется тем, что в Казахстане нет единых ценностных ориентиров. Есть своя реальность и свои источники информации у элит, у людей, которые планируют уехать из страны, «голосуя ногами», у казахстанцев, которые живут здесь и боятся за свое будущее. У нас нет единого информационного поля, в рамках которого можно было бы разговаривать со всеми на одном языке, чтобы все понимали друг друга.
Пока у нас нет общей системы, есть только фрагментарные попытки что-то улучшить. По мнению Досыма Сатпаева, ситуация 21 мая – хороший индикатор, чтобы это понять. «Почему в отдельных регионах акимы вышли к народу, а в других не вышли? Потому что единых правил нет! И один реформатор все это не изменит, даже одно министерство не сможет изменить ситуацию», - уверен он.
С такой оценкой согласен и президент Almaty Management University Асылбек Кожахметов. По его словам, остро стоит проблема закрытости информации и непрозрачности государственных организаций. «У нас коммуникатором всегда выступает один человек: или министр, или аким. Причем президент страны говорит об обратном. Но никогда ни один министр не сможет один обеспечить полноценную коммуникационную компанию, таких говорящих людей от министерства должны быть десятки», - говорит он.
Коммуникации должны опережать реформы, чтобы объяснить народу, зачем они проводятся и почему, и тогда реформы воспринимаются легче. Но такого понимания пока нет. Информатизация, технологии в нашей стане развиваются достаточно активно, с этой точки зрения мы в XXI веке, а по уровню коммуникаций остались в XX веке, говорят эксперты.
Для того чтобы развиваться дальше, надо менять и систему управления, и походы, и мышление, и коммуникации, потому что произошли очень большие разломы, говорит политолог Айдос Сарым. «В начале 90-х годов ХХ века мы не ответили на многие вопросы, и сейчас приходится к ним возвращаться», - считает он. Главная проблема – растет разрыв между теми 500 тысячами граждан Казахстана, которые владеют имуществом за рубежом, или 15 тысячами долларовых миллионеров и основной массой населения, особенно после последних событий, когда люди не верят в возможность восстановления своего благосостояния. Поэтому основная задача на сегодня - разработать те механизмы, которые позволят вот эти оставшиеся 17 млн человек вовлечь в общеполитические процессы. И здесь, кроме демократических, других инструментов не остается, никакие другие модели работать не будут.
То, что происходит сейчас, – это модернизационный сбой, считает он. Он происходит по нескольким причинам. «Сегодня очевидно, что та экономическая и политическая модель, которая была локомотивом нашего экономического роста, себя съела. Паровоз, который мчался на всех порах во время высоких цен на нефть, начинает притормаживать, забуксовывать и дальше может не пойти», - говорит Айдос Сарым.
По его словам, в 2001 году власть потеряла поколение перестройки, тех людей, которые искренне поверили в реформы. Рост цен убил их инициативу, заниматься реформами они уже не хотят. Сейчас власть теряет поколение независимости - тех, кому 25 и младше, и самое плохое в этой ситуации, что у власти с этим поколением нет общего языка. Это другое поколение, поколение интернета. И этот разрыв, по мнению Айдоса Сарыма, надо очень быстро закрывать.