Нашумевшая история с тяжело больной пятилетней тигрицей Куралай из Алматинского зоопарка стала проясняться. Выяснилось, что скончавшаяся 8 мая 2016 года тигрица пала из-за кавернозной пневмонии легких. Эта информация стала известна после вскрытия животного. Об этом в эксклюзивном интервью корреспонденту центра деловой информации Kapital.kz сообщил заместитель директора по зооветеринарной части Алматинского зоопарка Агыбай Ажибаев.
Состояние тигрицы Куралай стало ухудшаться в 2016 году, она стала терять в весе, у нее снизился аппетит, появились пролежни. В течение полугода окончательного диагноза изможденной тигрице так и не было поставлено. Предполагалось, что у нее была пневмония. Только после вскрытия туши тигрицы стало известна точная причина гибели животного.
«Вскрытие было произведено в день смерти Куралай, 8 мая 2016 года. Для вскрытия был приглашен независимый патологоанатом из Казахского национального аграрного университета. Это не сотрудник Алматинского зоопарка. Патологоанатомом был поставлен следующий диагноз - кавернозная пневмония легких. Также вскрытие показало, что у тигрицы была дистрофия миокарда, гиперемия сосудов головного мозга. Как следствие, у тигрицы начался воспалительный процесс в тонком отделе кишечника, воспаление почек», - подчеркнул Агыбай Ажибаев.
Он обратил внимание, что тигрица поступила в зоопарк в 2015 году уже имея воспалительный процесс в почках. «Это диагностировали ветеринарные врачи. Лечение животного проводилось, но последствия от болезни, похоже, остались. Повторюсь, основная причина, которая все-таки привела к гибели тигрицы – это воспалительный процесс в легких, пневмония», - поясняет заместитель директора по зооветеринарной части зоопарка.
На вопрос Kapital.kz: «Можно ли было все-таки спасти Куралай после активного лечения?». Агыбай Ажибаев отметил: «После того, как у тигрицы появились клинические признаки (пневмонии. – Ред.), лечение было сразу начато и продолжалось до самой смерти животного. Эта болезнь плоха тем, что ее клинические признаки начинают проявляться уже тогда, когда у животного в организме начинают происходить необратимые процессы».
Руководство зоопарка затруднилось назвать виновных в падеже кошачьих в зоопарке. «Я не могу сейчас кого-то обвинять в гибели барсов и тигрицы Куралай. Дело в том, что эти животные могли заразиться (пневмонией. – Ред.) от птиц, которые соседствовали с ними. То есть от воробьев, голубей, сорок, ворон. Вольеры с тиграми, например, открытые (продуваются. – Ред.), мы не можем их наглухо закрыть», - отметил Агыбай Ажибаев.
Профессионализм ветеринаров зоопарка не раз подвергался критике. Kapital.kz попытался выяснить, может проблема заключается и в нехватке ветеринаров. Впрочем, как стало понятно из разговора с Агыбаем Ажибаевым, ветврачей вполне достаточно. «В зоопарке работает 4 ветврача. В прошлом году мы взяли на работу одного из них. Из старой команды ветеринаров, которые работали до падежа барсов, остались только двое. Не могу точно сказать, по какой причине из зоопарка ушли ветеринары… Зарплата у ветврача в зоопарке – 55 тыс. тенге в месяц. У них такой график: 5 дней работают с 8.00 до 17.00, два дня отдыхают», - пояснил собеседник.
К слову, для лечения и постановки точного диагноза тигрице Куралай в Алматинский зоопарк был приглашен главный ветеринарный врач Московского зоопарка Михаил Альшинецкий. Он осмотрел больную тигрицу 3 мая 2016 года. Ветеринар констатировал, что «животное испытывает сильные страдания» и что тигрицу невозможно уже спасти. «Непонятно, почему не проводились ветеринарные исследования Куралай в динамике? Почему клинические анализы крови не делались почти два месяца?», - адресовал он свои вопросы ветврачам зоопарка. Но пока, на эти и другие вопросы нет ответа…
Журналист Kapital.kz в связи с этим спросил у Агыбая Ажибаева: «Планирует ли Алматинский зоопарк на постоянной основе привлекать ветеринаров из Московского зоопарка?» Ответ был весьма неожиданным. «Тот ветврач, который безвозмездно оказывал помощь в осмотре (Куралай. – Ред.), является казахстанцем. Он окончил тот же московский институт, который окончил и главный ветврач зоопарка Москвы. Поэтому однозначно сказать, что московские врачи лучше, а казахстанские хуже нельзя», - считает собеседник.
Нужно ли говорить, что не всегда профессионализм можно оценить дипломами, важен еще и опыт...
Стоит ли паниковать, и стоит ли ждать еще одного падежа? Течение событий, скорее всего, будет зависеть от полного переформатирования зоопарка и изменения структуры его работы.
Впрочем, пока руководство зоопарка заверяет, что все под контролем. По их словам, животные осматриваются ветеринарами каждый день. «За их состоянием также следят заведующие секциями, сотрудники, которые кормят зверей. Повторимся, идет ежедневный контроль», - пояснили они.
Агыбай Ажибаев обозначил, что в настоящее время в зоопарке содержится 5 тигров. «Ранее, до гибели Куралай, их было шесть. В настоящее время по поводу обмена наших животных (на тигра. - Ред.) ведутся переговоры, задействован держатель племенной книги, который регулирует (чистокровность. – Ред.) тигров. Держатель племенной книги пообещала, что она посмотрит, что можно сделать. Тигрица Рада, которая живет в Алматинском зоопарке, уже старая, ей пошел 17-ый год. Тигрица Гаухар еще при рождении была слабенькая, с патологиями. У нее было искривление шеи, плохое зрение», - отметил Агыбай Ажибаев.
Напомним, о тяжелом состоянии тигрицы Куралай центру деловой информации Kapital.kz стало известно в апреле 2016 года. Ранее предполагалось, что тигрица заболела пневмонией. За те полгода, в течение которых лечили животное, оно потеряло в весе несколько килограмм, у него появились пролежни. По словам руководства зоопарка к лечению Куралай были привлечены лучшие специалисты. Состояние тигрицы стало настолько критичным, что встал вопрос об ее усыплении.
Главный ветеринарный врач Московского зоопарка Михаил Альшинецкий, осмотревший тигрицу 3 мая сообщил, что «животное испытывает сильные страдания» и спасти ее невозможно. Он порекомендовал усыпить тигрицу.
Он был удивлен методами лечения тигрицы ветеринарами Алматинского зоопарка. «… Чем руководствовались ветеринары, делавшие назначения Куралай, которые, по моему мнению, никак не влияют на состояние животного?», - задавался вопросом московский специалист.
Он добавил, что «Алматинский зоопарк, являющийся членом EAZA, обязан соблюдать этический кодекс этой организации, предоставив Куралай «свободу от боли», – заявил ветеринар из Москвы. Мнение Михаила Альшинецкого о необходимости в усыплении тигрицы поддержал и глава попечительского совета зоопарка Раимбек Баталов. Этого и следовало ожидать, мучения животного были на грани. Впрочем, руководство зоопарка напрочь отказалось проводить эвтаназию Куралай.
Подчеркнем, в мае тигрице исполнилось бы шесть лет. Как пояснил Агыбай Ажибаев в природе амурские тигры живут 12-15 лет, в зоопарке они могут жить и до 18-ти лет.