USD
498.34₸
+3.470
EUR
519.72₸
-0.930
RUB
4.85₸
-0.060
BRENT
75.28$
-0.030
BTC
98766.00$

Большая перемена в школах Казахстана

Столько будет стоить внедрение трехъязычия? Как подготовят детей и педагогов?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Большая перемена в школах Казахстана- Kapital.kz

Сегодняшним пятиклашкам впору набираться мужества и штудировать учебники по английскому. Через четыре года, как заявил новый министр образования и науки Ерлан Сагадиев, старшие классы перейдут на трехъязычие. "Грызть" физику, химию, биологию и информатику им придется вдвойне усерднее – незнакомые формулы теперь будут звучать на английском языке. Кроме того, историю Казахстана с седьмого класса планируется изучать только на казахском языке, всемирную историю - только на русском. В целом содержание программ обычных школ (начиная с первых классов) обновится уже с 1 сентября этого года и будет подогнано под стандарты Назарбаев Интеллектуальных школ. Естественно, упор на языки в ней делается огромный. Все новшества прописаны в Госпрограмме развития образования и науки на 2016-2019 годы, утвержденной в минувшем марте президентом.

Основанием для внедрения новых образовательных стандартов повсеместно стала апробация в спецшколах. В МОНе в ответ на запрос центра деловой информации Kapital.kz сообщили, что в настоящее время трехъязычие «успешно реализуется в 117 общеобразовательных школах»: в 33 спецшколах сети «Дарын», 30 казахско-турецких лицеях, 20 НИШ. 1202 учителя в них преподают на английском языке. Также аналогичное образование внедрили в международных частных школах «Мирас» в городах Астане, Алматы, NurOrda-Аstana, Galaxy-Almaty (Международного фонда КАТЕV), Haileybury-Astana, Haileybury-Almatу и др.

Общая потребность в педагогах, знающих английский и преподающих в старших классах, по республике составляет около 32 тысяч человек. Всего же в Казахстане насчитывается 365 тысяч учителей школ.

5b43ae7104fea583658ee7e34b1.jpg

фото: ortcom.kz

Министр Ерлан Сагадиев, выступая сегодня на пресс-конференции в СЦК, отметил, что не видит больших трудностей при переходе к трехъязычному обучению и уверен в успехе инициативы.

«Если даже каждый двадцатый преподаватель в течение 3-3,5 лет, я уже не беру в расчет тех, кто уже готов, перейдет на англоговорящую форму преподавания предметов, мы уже наполовину обеспечены. Плюс у нас 13-14 тысяч выпускников педагогических вузов каждый год выходят. Мы сейчас педагогическим образованием наиболее серьезным образом собираемся заниматься. Как в целом для всех типов школ, так и для англоговорящих школ это задача номер один – подготовить педагогов. Плюс у нас есть столько готовых носителей языка. Я думаю, у нас преподавателей будет достаточно, даже более чем достаточно. И с этим мы таких больших проблем не видим», - заявил глава ведомства.

К слову, как сообщили в ответе на наш запрос в МОН, подготовка кадров для внедрения обновленной программы и трехъязычного образования уже осуществляется по следующим направлениям:

- на базе 17 вузов Казахстана с 2012 года в 336 группах с охватом 3361 студента;

- Назарбаев Университетом будут подготовлены 675 учителей-предметников (химии, физики, биологии, информатики);

- АОО «НИШ» и АО НЦПК «Өрлеу» за летние месяцы подготовят 69 учителей по обновленной программе;

- МОФ «КАТЕV» обучит летом 18 250 детей в языковых лагерях; 680 учителей-предметников (химии, физики, биологии, информатики) из 84 областных специализированных школ для одаренных детей; 800 учителей информатики.

Кроме того, для учащихся 5-11 классов планируется организовать Летние языковые школы с привлечением студентов 3-4 курсов педагогических вузов – это должно стать хорошей практикой для будущих педагогов.

В целом подготовка к полиязычному обучению начата с предшкольного уровня, она будет продолжена в основной школе. «Во всех дошкольных организациях создана предметно-развивающая среда для погружения в трехъязычное пространство», - отметили в МОН.

Так, с 2013/14 учебного года в школах введено изучение английского языка с первого класса. Чиновники заверяют, что малыши успешно осваивают иностранный язык. «Результаты исследования состояния образовательного процесса по английскому языку в организациях образования показывают, что учащиеся успешно овладевают основными учебными навыками по всем видам речевой деятельности: аудированием, чтением, говорением и письмом», - говорится в ответе ведомства.

По плану Минобразования, в 2017/18 учебном году в 5-й класс придут ученики, которые начали изучение английского с первого класса, поэтому с 5-го класса начнется подготовка к переходу на английский язык обучения в старших классах.

Как пояснили в МОНе, в основной школе подготовка учащихся будет осуществляться по методикам предметно-интегрированного обучения (CLIL) с увеличением часов английского языка (на 1 ч.).

«Начата подготовка для перехода на изучение терминологии по предметам «Информатика», «Физика», «Химия», «Биология», проведение внеклассных мероприятий и изучение отдельных тем по элективным курсам на английском языке с 5-го последовательно по 9-й класс. После 9-го класса будет проводиться внешняя оценка уровня компетенции обучающихся по языкам», - проинформировали в министерстве.

a9fc9721f762efe21b4f0db44e6.jpg

Таким образом, как отметили в МОН, «перед казахстанской педагогикой стоит задача кардинального обновления, в первую очередь содержания школьного образования на основе мирового передового опыта». Программа по всем предметам в первых классах, напомним, обновится уже с предстоящего учебного года. В связи с этим первоклашки и перейдут на пятидневку. А в следующем году новое содержание и пятидневка будут внедрены для второго, пятого и седьмого классов. И так далее. Полностью образовательная программа будет заменена за четыре года – к 2019-му.

Этим летом курсы повышения квалификации пройдут 73 тысячи учителей-предметников начальной школы. За их организацию во всех областных центрах отвечают Центр педагогического мастерства АОО «НИШ» и АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу», предусмотрен выезд тренеров в отдаленные районные центры. Каждого учителя по итогам курсов оценят, выдадут ему сертификат и комплект необходимых электронных ресурсов. Кроме педагогов, планируется обучение 15 261 директора и заместителя директоров школ, методиста областных управлений образования, районных/городских отделов образования. В помощь работникам образования создан системно-методический комплекс, на котором в режиме онлайн открыт доступ к образцам уроков, дидактическим материалам, видео-, аудио-, анимационным ресурсам по программе обучения начальной школы.

А как быть малокомплектным, сельским школам, где остро не хватает даже обычных (не англоговорящих) физиков и химиков? Чтобы постепенно решать этот вопрос, как считают в министерстве, для начала нужно провести в такие школы интернет и наладить в них дистанционное обучение. В планах министерства в течение трех-четырех ближайших лет обеспечить на 90% казахстанских школьников доступом к широкополосному интернету (сегодня этот показатель - 76%).

«Высокоскоростной интернет станет основным образовательным хребтом нашей инфраструктурной системы. Что позволят данные меры? Первое – нам это позволит обеспечить массовость и повсеместность внедрения новых знаний и методик, выравнивание всех уровней обучающихся и преподавателей. Это очень важно, чтобы мы массово начали внедрять по всей стране. Второе - мы можем значительно увеличить скорость модернизации всех учебных процессов, что нам на сегодняшний день крайне необходимо», - сказал Ерлан Сагадиев.

Но сколько же бюджетных денег потребуют все эти нововведения? Как нам сообщили в министерстве, «на реализацию внедрения трехъязычного образования и обновленного стандарта дополнительного финансирования из бюджета не выделено, все будет реализовано за счет ранее предусмотренных средств на развитие системы образования».

Эту цифру можно найти в самой Госпрограмме: общие затраты из государственного бюджета на реализацию программы в 2016-2019 годах составят 931 250 656,7 тыс. тенге (республиканский бюджет – 722 853 510,0 тыс. тенге, местные – 208 397 146,7 тыс. тенге).

В Казахстане действует 7 160 дневных государственных общеобразовательных школ, причем количество малокомплектных школ - более трех тысяч. Общее число учащихся составляет 2,7 млн человек, 48% из них живут в сельской местности.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.