Казахстанские школы, по мнению родителей, в последние годы стали большой экспериментальной площадкой. В министерстве образования неустанно перекраивают систему, апробируя на школьниках очередные реформы. Последним новшеством стало введение пятидневки. Однако долго радоваться папам, мамам и ученикам не пришлось. Оказалось, что из-за возникших 33 выходных суббот сократятся летние каникулы. Учащимся придется корпеть над учебниками до 1 июля.
Новость вызвала шквал негодования в социальных сетях. Петицию министру Ерлану Сагадиеву против этой инициативы на сегодня уже подписали более 24 тысяч человек.
Напомним, ранее вице-премьер Дарига Назарбаева пояснила, что детская преступность растет именно во время летних каникул, к тому же «в Европе дети уже давно уходят отдыхать примерно после 5 июля». А освободившиеся субботы будут важны как для переподготовки преподавателей, так и для «приобщения школьников к семейным традициям».
В свою очередь, как заявили в МОНе, переход на пятидневку и сокращение каникул связаны также с обновлением учебной программы, которую спишут с Назарбаев Интеллектуальных школ.
«В Казахстане учебный год для первых классов составляет 33 недели. Обновленная программа требует увеличения учебного года всего лишь на пять дней - до 1 июня. Однако если суммировать освободившиеся субботние дни, то выходные составят 33 дня. Если оставить действующую программу без изменения, то при уменьшении учебной недели (пятидневке) обучение в школе продлилось бы до конца июня. Преимущества введения пятидневной учебной недели и обновленной программы, на наш взгляд, неоспоримы. С 2017 по 2019 г. произойдет постепенный переход всех уровней на пятидневный режим обучения. С внедрением обновленных программ учебный год (34 недели) в средних и старших классах будет продлен всего лишь на 10 учебных дней, при этом школьникам будут предоставлены 34 выходных (субботы) дня в году», - говорится в сообщении на сайте министерства образования. Также отмечено, что дни каникул осенью, зимой и весной не сократятся.
К новому расписанию первоклашкам придется привыкать уже с грядущего учебного года. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz узнал, что думают специалисты об этих и других новшествах ведомства.
Нам не нужны реформы, от которых мы все время вздрагиваем
Марианна Гурина - президент общественного фонда «Ұлағатты жанұя»
фото: news.allinfo.kz
У нас как кнут и пряник. Нам показывают пряник с пятидневкой и пытаются бить кнутом – сокращением каникул. Не нужны нам реформы, от которых мы все время вздрагиваем. Должна быть система. Каждый министр, а их там уже много сменилось, пытается внести что-то новое. Эти реформы необходимы, но начинать их надо прямо с начала. Если бы была продумана программа, она была бы результативной. Наши дети все хуже и хуже стали развиваться. На выходе они очень мало знают и мало умеют, мы, родители, не удовлетворены самим образовательным процессом и тем, что будет сокращаться еще время отдыха, я думаю, этот вопрос не решить.
Трехъязычие вводим - наши дети, которые плохо понимают математику или географию на родном языке – казахском или русском, с ними еще хотят говорить на английском! Я думаю, что это самый опрометчивый ход, который можно придумать. Может, им там с Левого берега плохо видно? Специалистов таких нет. Говорят, что с педагогами будут заниматься в каникулярное время дополнительно из Назарбаев Университета и обучать английскому языку, этому я тоже не верю. Говорю как консерватор, конечно, но я правда не верю в эти реформы, в то, что это вообще разумно.
Из десяти детей, которые приходят в первый класс, хронически болен только один. Когда они оканчивают 11 классов, здоровым остается только один ребенок. Потому что быть в переполненном душном классе, питаться неправильно, а сейчас горячее питание даже у малышей отобрали, и находиться по 8-10 часов в школе – это с нулевым результатом на выходе, когда ищут возможность кому-то заплатить деньги, чтобы ЕНТ сдать нормально, я думаю, что это не решение вопроса. У меня внуки, за которых я буду бороться, потому что я не доверяю сейчас школе.
Единственное новаторство, которому я кричу «браво», это то, что на каждого ребенка, как сказал министр, будет подушевое финансирование.
Я вам расскажу, что это значит. Если я, например, не верю этой школе, я могу взять своего ребенка и забрать его в ту школу, которой я верю. И эта школа уже останется с меньшим финансированием. Поэтому каждая из них будет бороться за своего ученика.
Прежде чем совершать какие-то шаги, касающиеся вопросов детства и детей, это все должно быть апробировано, и не одним годом. А десятилетиями.
Дети очень перегружены
Ирина Смирнова – депутат мажилиса Парламента РК, экс-директор школы-лицея № 48 г. Алматы
фото: time.kz
Когда несколько лет назад анонсировалось 12-летнее образование, то тогда говорили: «12-летка нам нужна, потому что необходимо сделать пятидневку. И за счет того, что у нас будет сокращение уроков, этот двенадцатый год поможет наверстать упущенное». А сейчас подход уже несколько иной. Говорят, что и 12-летка нам нужна, и год нужно увеличить. На самом деле дети очень перегружены. Мы экстенсивно постоянно расширяемся, вводя все новые и новые предметы. Это не может продолжаться до бесконечности. Я за пятидневку, но я против продления года. Кстати, в субботу обычно проводились факультативные занятия. Что теперь будет с ними? Этот вопрос еще не ставили перед собой наши коллеги в министерстве.
Хочу сказать, что школы и так работают до 1 июля: пришкольные лагеря, факультативные курсы, госэкзамены идут в старших классах до 20 июня. И сказать сейчас, давайте мы сядем за парты до 1 июля и будем учиться, ну это просто что-то не совсем правильное. А ремонт когда делать?
Что касается трехъязычия, то положительный опыт у нас уже есть. Но это в Казахско-Турецких лицеях и Назарбаев Интеллектуальных школах! Там решен вопрос с кадрами. Самые лучшие кадры идут туда, и обязательно наличие в школе педагогов - носителей языка. Сегодня, когда в общеобразовательных школах в 4 классе по госпрограмме вообще нет английского языка ни одного часа, а в 1, 2, 3 классах только по одному часу, то так знать язык невозможно. И как сейчас начинать трехъязычие – просто непонятно.
Если мы хотим, чтобы ребенок знал три языка, не обязательно, чтобы он математику, физику, химию учил на языке. Пусть просто учит язык, и перевести какой-то предмет, от которого не будут страдать когнитивные способности, общие знания. Предмет «Технология» – почему бы ее не сделать на английском языке? Мне кажется, это поспешное решение, которое может привести к серьезным проблемам.
Мы намереваемся поднимать этот вопрос в Парламенте, обсуждаем. На самом деле министерство образования должно задуматься сейчас после такого обращения граждан, о том, какие риски стоят перед системой образования. Надо помнить, что система образования – она очень консервативна. Понятны решение и желание быстро все реконструировать, реформировать. Но надо очень серьезно все продумывать.
Никто не против трехъязычия, никто не против пятидневки - разгрузить наших детей, чтобы содержание образования было несколько иное, чем оно есть, но такими резкими движениями можно сделать много ошибок, поломать легко, построить трудно.
Это структурное насилие в отношении детей
Маргарита Ускембаева - детский психолог, директор Института равных прав и равных возможностей
фото: gazeta.caravan.kz
Это на самом деле массовое нарушение прав детей и структурное насилие в отношении детей. «Структурное» - значит проявляется «ввиду сложившихся обстоятельств», которые мы, взрослые, организуем для детей. То есть сама среда, сама организация ситуации будет подвергать школьников насилию. Я рассуждаю как детский психолог: надо понимать, что существуют сложившиеся биоритмы, лето - это период отдыха, и организм абсолютно отключается. Непозволительно детям сидеть за школьными партами в июньскую жару. Это очень опасно для здоровья, для самочувствия детей
И, в конце концов, надо всем уже понять, что задача системы образования не напичкать ребенка знаниями, а научить его работать с информацией. Само содержание должно быть структурировано таким образом, чтобы оно позволяло развиваться детскому уму, чтобы ребенок самостоятельно мог добывать знания. Дать ему средства познания - главная цель обучения. Так мы запускаем механизм саморазвития ребенка. Тогда только можно говорить о полноценном образовании.
Учебный процесс ведь не резиновый, там есть фиксированное количество часов. А у нас много всяких экспериментов, очень много программ, инноваций, которые приходят извне, и наши просто хватаются, попирая все правила, все закономерности психического развития детей, игнорируют, мягко выражаясь. А по большому счету они просто их не знают. Я на каждом шагу это замечаю. Та же ментальная арифметика – сейчас очень модно, это какая-то чушь собачья!
То есть нужно не за счет внешних каких-то обстоятельств менять ситуацию, а за счет содержания - пересмотреть содержание образования. А эта работа гораздо сложнее. Поэтому им механически просто проще передвинуть, приплюсовать еще месяц, компенсировать таким образом пятидневку. Так нельзя! Это же не какое-то производство, не станок. Это живой детский организм, детский мозг, живая детская психика. Дети совершенно другие сейчас. Они очень изменились, потому что много разных обстоятельств возникло. Вся система знаковая изменилась. И только экстенсивными методами - посредством увеличения количества времени - мы не разовьем ребенка, мы ухудшим его состояние. Поэтому я категорически против.