USD
523.86₸
EUR
544.34₸
RUB
5.11₸
BRENT
72.98$
BTC
96661.60$
-417.900

Кнут и пряник Министерства образования РК

За что критикуют продление учебного года?

Share
Share
Share
Tweet
Share
Кнут и пряник Министерства образования РК- Kapital.kz

Казахстанские школы, по мнению родителей, в последние годы стали большой экспериментальной площадкой. В министерстве образования неустанно перекраивают систему, апробируя на школьниках очередные реформы. Последним новшеством стало введение пятидневки. Однако долго радоваться папам, мамам и ученикам не пришлось. Оказалось, что из-за возникших 33 выходных суббот сократятся летние каникулы. Учащимся придется корпеть над учебниками до 1 июля.

Новость вызвала шквал негодования в социальных сетях. Петицию министру Ерлану Сагадиеву против этой инициативы на сегодня уже подписали более 24 тысяч человек.

Напомним, ранее вице-премьер Дарига Назарбаева пояснила, что детская преступность растет именно во время летних каникул, к тому же «в Европе дети уже давно уходят отдыхать примерно после 5 июля». А освободившиеся субботы будут важны как для переподготовки преподавателей, так и для «приобщения школьников к семейным традициям».

В свою очередь, как заявили в МОНе, переход на пятидневку и сокращение каникул связаны также с обновлением учебной программы, которую спишут с Назарбаев Интеллектуальных школ.

«В Казахстане учебный год для первых классов составляет 33 недели. Обновленная программа требует увеличения учебного года всего лишь на пять дней - до 1 июня. Однако если суммировать освободившиеся субботние дни, то выходные составят 33 дня. Если оставить действующую программу без изменения, то при уменьшении учебной недели (пятидневке) обучение в школе продлилось бы до конца июня. Преимущества введения пятидневной учебной недели и обновленной программы, на наш взгляд, неоспоримы. С 2017 по 2019 г. произойдет постепенный переход всех уровней на пятидневный режим обучения. С внедрением обновленных программ учебный год (34 недели) в средних и старших классах будет продлен всего лишь на 10 учебных дней, при этом школьникам будут предоставлены 34 выходных (субботы) дня в году», - говорится в сообщении на сайте министерства образования. Также отмечено, что дни каникул осенью, зимой и весной не сократятся.

К новому расписанию первоклашкам придется привыкать уже с грядущего учебного года. Корреспондент центра деловой информации Kapital.kz узнал, что думают специалисты об этих и других новшествах ведомства.

Нам не нужны реформы, от которых мы все время вздрагиваем

Марианна Гурина - президент общественного фонда «Ұлағатты жанұя»

2042493a9d41256f3376301850e.jpg

фото: news.allinfo.kz

У нас как кнут и пряник. Нам показывают пряник с пятидневкой и пытаются бить кнутом – сокращением каникул. Не нужны нам реформы, от которых мы все время вздрагиваем. Должна быть система. Каждый министр, а их там уже много сменилось, пытается внести что-то новое. Эти реформы необходимы, но начинать их надо прямо с начала. Если бы была продумана программа, она была бы результативной. Наши дети все хуже и хуже стали развиваться. На выходе они очень мало знают и мало умеют, мы, родители, не удовлетворены самим образовательным процессом и тем, что будет сокращаться еще время отдыха, я думаю, этот вопрос не решить.

Трехъязычие вводим - наши дети, которые плохо понимают математику или географию на родном языке – казахском или русском, с ними еще хотят говорить на английском! Я думаю, что это самый опрометчивый ход, который можно придумать. Может, им там с Левого берега плохо видно? Специалистов таких нет. Говорят, что с педагогами будут заниматься в каникулярное время дополнительно из Назарбаев Университета и обучать английскому языку, этому я тоже не верю. Говорю как консерватор, конечно, но я правда не верю в эти реформы, в то, что это вообще разумно.

Из десяти детей, которые приходят в первый класс, хронически болен только один. Когда они оканчивают 11 классов, здоровым остается только один ребенок. Потому что быть в переполненном душном классе, питаться неправильно, а сейчас горячее питание даже у малышей отобрали, и находиться по 8-10 часов в школе – это с нулевым результатом на выходе, когда ищут возможность кому-то заплатить деньги, чтобы ЕНТ сдать нормально, я думаю, что это не решение вопроса. У меня внуки, за которых я буду бороться, потому что я не доверяю сейчас школе.

Единственное новаторство, которому я кричу «браво», это то, что на каждого ребенка, как сказал министр, будет подушевое финансирование.

Я вам расскажу, что это значит. Если я, например, не верю этой школе, я могу взять своего ребенка и забрать его в ту школу, которой я верю. И эта школа уже останется с меньшим финансированием. Поэтому каждая из них будет бороться за своего ученика.

Прежде чем совершать какие-то шаги, касающиеся вопросов детства и детей, это все должно быть апробировано, и не одним годом. А десятилетиями.

Дети очень перегружены

Ирина Смирнова – депутат мажилиса Парламента РК, экс-директор школы-лицея № 48 г. Алматы

985e1f0829537c1c7641a2b88d6.jpg

фото: time.kz

Когда несколько лет назад анонсировалось 12-летнее образование, то тогда говорили: «12-летка нам нужна, потому что необходимо сделать пятидневку. И за счет того, что у нас будет сокращение уроков, этот двенадцатый год поможет наверстать упущенное». А сейчас подход уже несколько иной. Говорят, что и 12-летка нам нужна, и год нужно увеличить. На самом деле дети очень перегружены. Мы экстенсивно постоянно расширяемся, вводя все новые и новые предметы. Это не может продолжаться до бесконечности. Я за пятидневку, но я против продления года. Кстати, в субботу обычно проводились факультативные занятия. Что теперь будет с ними? Этот вопрос еще не ставили перед собой наши коллеги в министерстве.

Хочу сказать, что школы и так работают до 1 июля: пришкольные лагеря, факультативные курсы, госэкзамены идут в старших классах до 20 июня. И сказать сейчас, давайте мы сядем за парты до 1 июля и будем учиться, ну это просто что-то не совсем правильное. А ремонт когда делать?

Что касается трехъязычия, то положительный опыт у нас уже есть. Но это в Казахско-Турецких лицеях и Назарбаев Интеллектуальных школах! Там решен вопрос с кадрами. Самые лучшие кадры идут туда, и обязательно наличие в школе педагогов - носителей языка. Сегодня, когда в общеобразовательных школах в 4 классе по госпрограмме вообще нет английского языка ни одного часа, а в 1, 2, 3 классах только по одному часу, то так знать язык невозможно. И как сейчас начинать трехъязычие – просто непонятно.

Если мы хотим, чтобы ребенок знал три языка, не обязательно, чтобы он математику, физику, химию учил на языке. Пусть просто учит язык, и перевести какой-то предмет, от которого не будут страдать когнитивные способности, общие знания. Предмет «Технология» – почему бы ее не сделать на английском языке? Мне кажется, это поспешное решение, которое может привести к серьезным проблемам.

Мы намереваемся поднимать этот вопрос в Парламенте, обсуждаем. На самом деле министерство образования должно задуматься сейчас после такого обращения граждан, о том, какие риски стоят перед системой образования. Надо помнить, что система образования – она очень консервативна. Понятны решение и желание быстро все реконструировать, реформировать. Но надо очень серьезно все продумывать.

Никто не против трехъязычия, никто не против пятидневки - разгрузить наших детей, чтобы содержание образования было несколько иное, чем оно есть, но такими резкими движениями можно сделать много ошибок, поломать легко, построить трудно.

Это структурное насилие в отношении детей

Маргарита Ускембаева - детский психолог, директор Института равных прав и равных возможностей

e00e23f7028ec446af5212d96e4.jpg

фото: gazeta.caravan.kz

Это на самом деле массовое нарушение прав детей и структурное насилие в отношении детей. «Структурное» - значит проявляется «ввиду сложившихся обстоятельств», которые мы, взрослые, организуем для детей. То есть сама среда, сама организация ситуации будет подвергать школьников насилию. Я рассуждаю как детский психолог: надо понимать, что существуют сложившиеся биоритмы, лето - это период отдыха, и организм абсолютно отключается. Непозволительно детям сидеть за школьными партами в июньскую жару. Это очень опасно для здоровья, для самочувствия детей

И, в конце концов, надо всем уже понять, что задача системы образования не напичкать ребенка знаниями, а научить его работать с информацией. Само содержание должно быть структурировано таким образом, чтобы оно позволяло развиваться детскому уму, чтобы ребенок самостоятельно мог добывать знания. Дать ему средства познания - главная цель обучения. Так мы запускаем механизм саморазвития ребенка. Тогда только можно говорить о полноценном образовании.

Учебный процесс ведь не резиновый, там есть фиксированное количество часов. А у нас много всяких экспериментов, очень много программ, инноваций, которые приходят извне, и наши просто хватаются, попирая все правила, все закономерности психического развития детей, игнорируют, мягко выражаясь. А по большому счету они просто их не знают. Я на каждом шагу это замечаю. Та же ментальная арифметика – сейчас очень модно, это какая-то чушь собачья!

То есть нужно не за счет внешних каких-то обстоятельств менять ситуацию, а за счет содержания - пересмотреть содержание образования. А эта работа гораздо сложнее. Поэтому им механически просто проще передвинуть, приплюсовать еще месяц, компенсировать таким образом пятидневку. Так нельзя! Это же не какое-то производство, не станок. Это живой детский организм, детский мозг, живая детская психика. Дети совершенно другие сейчас. Они очень изменились, потому что много разных обстоятельств возникло. Вся система знаковая изменилась. И только экстенсивными методами - посредством увеличения количества времени - мы не разовьем ребенка, мы ухудшим его состояние. Поэтому я категорически против.

При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции.

Вам может быть интересно

Читайте Kapital.kz в Kapital Telegram Kapital Instagram Kapital Facebook
Вверх
Комментарии
Выйти
Отправить
Авторизуйтесь, чтобы отправить комментарий
Новый пользователь? Регистрация
Вам необходимо пройти регистрацию, чтобы отправить комментарий
Уже есть аккаунт? Вход
По телефону По эл. почте
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Введите код доступа из SMS-сообщения
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS, вы можете отправить его еще раз.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Спасибо, что авторизовались
Теперь вы можете оставлять комментарии.
Вы зарегистрированы
Теперь вы можете оставлять комментарии к материалам портала
Сменить пароль
Введите номер своего сотового телефона/email для смены пароля
По телефону По эл. почте
Введите код доступа из SMS-сообщения/Email'а
Мы отправили вам код доступа. Если по каким-то причинам вы не получили SMS/Email, вы можете отправить его еще раз.
Пароль должен содержать не менее 6 символов. Допустимо использование латинских букв и цифр.
Отправить код повторно ( 59 секунд )
Пароль успешно изменен
Теперь вы можете авторизоваться
Пожаловаться
Выберите причину обращения
Спасибо за обращение!
Мы приняли вашу заявку, в ближайшее время рассмотрим его и примем меры.