Во сколько могут обойтись Казахстану реформы в образовании?
АВТОР

21.04.2016 • 09:58 4397

Во сколько могут обойтись Казахстану реформы в образовании?

Вначале уберем все лишнее, а там посмотрим

Вот уже почти целый месяц казахстанское общество обсуждает актуальный для всей страны вопрос – очередные реформы в сфере образования. Однако при этом мало кто задумывается, во сколько стране обойдутся эти инициативы.

Во всех доводах, приводимых экспертами от образования, бесспорным является лишь один момент – реформированию системы нужна масштабность, чтобы вовлечь в процесс изменения миллионы людей. При этом высказывания подобного рода пока вызывают некоторый скепсис, поскольку крайне сложно получить качественный уровень образования детей, при этом параллельно усовершенствовав педагогическое мастерство и повысив его эффективность в такие сроки.

Ежегодно на усовершенствование системы образования из государственного бюджета выделяются миллионы тенге. Видимо, и эти очередные нововведения влетят Казахстану в копеечку. «В расчетах нужно исходить от текущего уровня бюджета на среднее образование, включая Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ). Полагаю, это будет в 2-3 раза больше, то есть и до половины триллиона тенге может дойти. Но это нормально, давно пора столько вкладывать в образование. Надо повысить зарплату учителям в полтора раза выше средней по стране и запланировать средства на их массовую переподготовку силами НИШ и Казахстанско-турецкого лицея», – заметил в комментариях нашему изданию президент научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров.

Вначале уберем все лишнее, а там посмотрим

Очередная новая реформа приводит к сокращению учебной недели с 6 до 5 учебных дней и продлению учебного процесса до 14-15 июня. По утверждению МОН РК, увеличение продолжительности учебного года непосредственно связано с высвобождаемыми субботами. Всего их получается 33, то есть по количеству недель в старом учебном году. В соответствии с реформой с 2017 года учебных недель станет 34.

Надо сказать, что сами дети довольно негативно воспринимают продление учебного года. Об этом говорят и учителя. К примеру, преподаватели одной из алматинских школ в беседе с родителями признают, что уже в начале мая дети поглядывают в окна класса и совсем не сосредоточены на уроках.

«Я убежден, что дети должны отдыхать вместе с родителями и не меньше их. Но 190 дней они должны отучиться, как и во всем мире. Надо лишь равномерно распределить в течение года каникулы, чтобы дети и отдыхали, и каникулы не были такими долгими и демотивирующими, как летние», - считает Канат Нуров.

Другой вопрос, насколько выгодны самим преподавателям эти новшества. Ни для кого не секрет, что оплата учительского труда в среднем составляет порядка 70 тыс. тенге. Чтобы поднять зарплату до уровня хотя бы 160-180 тыс. тенге, учителям приходится брать дополнительную нагрузку в виде еще одной ставки или классного руководства. Но поскольку с нововведениями сокращается количество часов, то соответственно уменьшается и заработная плата учителя. Таким образом, в соответствии с новым государственным стандартом учителя большинства общеобразовательных школ вряд ли смогут набрать необходимые часы, а значит нельзя исключать начала процесса их массового увольнения по собственному желанию.

Как будет решаться данный вопрос – пока неизвестно. «Однако проблема остается, – отмечает Канат Нуров, – без исправления которой мы не сможем привлечь нормальные кадры в школу для преподавания предметов на иноязыках».

Массово переходим на английский

Переход к трехъязычному образованию – это особая тема, где ломаются дискуссионные копья. Согласно решению МОН РК, планируется начать внедрение изучения предметов, особенно естественнонаучных (таких как химия, физика, биология, информатика) на 3 языках по обновленным методикам, разработанным в соответствии с лучшими мировыми практиками.

По словам главы фонда «Аспандау», сломав старую советскую школу, сильнейшую в плане фундаментальности знаний, но при этом слабую в плане практического применения обретенных знаний, иной такой же системной модели национального образования мы не обрели. «Поэтому мы сегодня как в воздухе нуждаемся в новом образовании информационного общества, и трехъязычие ему соответствует. Но даже если позитивной целью этого является англоязычность нашего образования, то и она может быть не достигнута так, как хотелось бы. Родной язык для казахских школ – государственный, а для русских – межнациональный. И для начала первоклассники должны сформировать в своем родном языке необходимые планы представлений в психике, чтобы быть готовыми к изучению иностранных языков, а впоследствии и предметов на иностранных языках. Иначе их усвоение не произойдет, на своем-то родном языке их трудно понять, когда не хватает абстрактного мышления», – говорит Канат Нуров.

В заключение хотелось бы отметить, что на самом деле детей понять нетрудно. Гораздо труднее понять методы и цели внедрения бесконечных реформ при наличии множества планов и программ, но отсутствии в их основе ясной и единой политики.

Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Facebook

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

образование Казахстан школы Казахстан

21.04.2016 • 09:58 4397

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus