Земельные участки сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам в частную собственность передаваться не будут. Об этом сообщил вице-министр национальной экономики РК Кайрбек Ускенбаев на брифинге в Службе Центральных Коммуникаций.
Иностранные граждане могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет. В частной собственности иностранцев могут находиться земельные участки, предоставленные под застройку, за исключением земель, предназначенных для ведения товарного сельскохозяйственного производства и лесоразведения. При этом данная норма действовала и ранее, с принятием Кодекса, 2003 года.
«В случае, если граждане и юридические лица РК продали иностранцам, то право собственности подлежит отчуждению в течение 3-х месяцев либо земельный участок должен быть переоформлен на право временного землепользования (до 25 лет) в указанный срок», - отметил Кайрбек Ускенбаев.
Действующим законодательством урегулирован механизм контроля по сделкам с земельными участками сельхоз назначения иностранными землепользователями:
- установлены предельные (максимальные) размеры земельных участков сельхоз назначения в пределах одного административного района (города), которые могут находиться на праве частной собственности граждан и юридических лиц РК, а также на праве аренды у иностранцев для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
- предоставление земель сельхоз назначения иностранцам могут осуществлять только областные исполнительные органы после согласования с центральным уполномоченным органом по управлению земельными ресурсами;
- установлен запрет на предоставление земель в частную собственность иностранцам в приграничной зоне.
Земельные участки сельскохозяйственного назначения, которые находятся в государственной собственности и не предоставлены в землепользование, будут предоставляться в особенном порядке в следующей последовательности:
1) через аукционную форму торгов с условием повышения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка;
2) через аукционную форму торгов с условием понижения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка при невозможности его реализации по итогам проведения не менее двух аукционов с условием повышения кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.
При этом не допускается продажа земельного участка по цене ниже размера пятидесяти процентов от его кадастровой (оценочной) стоимости.
Также согласно внесенным изменениям в Земельный кодекс РК предусматривается предоставление льготных условий по выкупу земельных участков, находящихся в аренде, что учитывает интересы нынешних землепользователей и предоставляет им право выкупа в частную собственность ранее предоставленных земельных участков сельхозназначения до окончания срока аренды по льготной цене, определяемой в размере 50% от его кадастровой стоимости с рассрочкой до 10 лет.
Кроме того, предусматривается норма, защищающая права обладателей земельных долей, передавших данные доли в уставный капитал хозяйственных товариществ в качестве вклада или в производственные кооперативы в качестве взноса.
Снимаются ограничения по использованию земель сельхозназначения находящихся в аренде, позволяющие землепользователям совершать правовые сделки с правом аренды, в частности закладывать в банк, отчуждать в течение всего срока аренды.
В целях создания благоприятных условий аграриям через снятие административных барьеров и сокращение издержек, исключается процедура изменения целевого назначения земельного участка при строительстве объектов, связанных с ведением сельского хозяйства и при смене формы хозяйствования.
Также органами контроля за использованием и охраной земель местных исполнительных органов в реализацию функции по государственному контролю за нерациональным использованием земель сельскохозяйственного назначения проведены проверки земельных участков субъектов агропромышленного комплекса на предмет соблюдения земельного законодательства.
По информации МИО, в результате проведенной работы в 2015 году и первом квартале 2016 года выявлено 263,9 тыс. га нерационально используемых земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем:
- в 2015 году 187 собственникам и землепользователям выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства, в том числе 171 субъект привлечен к административной ответственности в виде штрафа на сумму 169,5 млн. тенге;
- в первом квартале 2016 года 7 собственникам и землепользователям выданы предписания об устранении нарушений земельного законодательства, в том числе 5 субъектов привлечены к административной ответственности в виде штрафа на сумму 106,0 тыс. тенге.
В свою очередь, Министерством национальной экономики Республики Казахстан приказом от 27 марта 2015 года № 268 утверждены Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения.
Правилами определен комплекс мероприятий по рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения, установлены требования по недопущению существенного снижения плодородия почв, а также критерии нерационального использования земель сельскохозяйственного назначения.