Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам государственных закупок», принятый в этом году, повлиял и на содержание другого закона – «Об использовании воздушного пространства». Как ранее сообщал центр деловой информации kapital.kz, теперь иностранные компании смогут приобретать контрольные пакеты акций казахстанских авиаперевозчиков. Хотя раньше в отечественном законодательстве существовала норма о 49% акций – максимальное количество ценных бумаг для иностранцев. Такие же цифры, для сравнения, в Австралии. В Бразилии – 20% дают акционеру право голоса, в Канаде – 25%, в Китае – 35%.
Новшество в отечественном законодательстве, судя по рекомендациям ИКАО, сократит оборонные возможности государства. Национальный перевозчик, говорится в документах организации, является объектом стратегического значения. Кроме того, авиакомпании, находящиеся в национальном владении, доступны для чрезвычайных ситуаций и могут пригодиться для обороны. «В том числе поэтому государства стремятся владеть контрольным пакетом авиаперевозчиков», - говорит вице-президент авиакомпании Air Astana по правовым вопросам Айдар Кашкарбаев.
Кроме того, зарубежные страны, чтобы пустить авиакомпанию в свое воздушное пространство, должны быть уверены, что государство или его граждане имеют эффективный контроль за конкретным авиаперевозчиком. «Они хотят знать наверняка, что государство, которое летит под казахстанским флагом, контролируется именно нашей республикой, а не третьими лицами. Теперь же, когда снимают ограничения на долю иностранного участия, теряется контроль и международные стандарты стираются тоже. Это может нанести ущерб авиакомпаниям», - считает представитель Air Astana.
Дело в том, поясняет Айдар Кашкарбаев, что наша страна подписала 44 межправительственных соглашения с другими странами. Теперь же, когда изменен процент доли иностранного участия и более половины акций казахстанских авиаперевозчиков могут перейти в собственность к зарубежным владельцам, их могут не допускать в страны, с которыми были подписаны упомянутые соглашения. «В 67-м пункте программы «Нурлы жол» говорится о продолжении развития нашей компании как крупного авиаперевозчика, который, кроме всего прочего, должен сосредоточиться на рейсах в крупные финансовые центры планеты – Нью-Йорк, Токио, Сингапур. После изменений в законодательстве реализация этого пункта программы становится затруднительной. А ведь мы даже в кризисные времена остаемся стабильно прибыльной компанией. Мы не нуждаемся в дополнительных средствах акционеров, мы никогда не просили финансовой помощи у государства. Мы сейчас заняты рядом амбициозных проектов, в частности, строительством первого в Центральной Азии центра техобслуживания самолетов. Однако если мы из-за поправок в законодательстве потеряем право на полеты в ряд иностранных государств, то реализация этих проектов также станет более затруднительной», - поясняет Айдар Кашкарбаев.
Изменения в законодательстве, по словам Айдара Кашкарбаева, также порождают такую проблему как «удобные флаги». «Бывают страны, которые зарабатывают на этом деньги: привлекая компании других государств для регистрации на своей территории, освобождая от налога. Но это маленькие страны, у которых мало источников дохода. Но крупные государства, как правило, относятся к таким вопросам серьезнее», - подчеркнул Айдар Кашкарбаев.
Все упомянутые выше факторы могут действительно «сыграть», учитывая, что упорно ходят слухи о попадании Air Astana в список объектов, подлежащих приватизации. Слухи тем более реальны, что, по словам ряда сотрудников компаний, согласно их устным источникам, компания действительно может стать полностью частной. «Однако иностранные акционеры нашей авиакомпании изначально хотели видеть и видели в качестве партнера государство. Кто знает, какова будет их реакция, если придут другие частные акционеры?» - задается вопросом Айдар Кашкарбаев.