Алматы: нужен ли диалог акимата с жителями?
ФОТОГРАФ

Диана Первушина

24.08.2015 • 12:12 6294

Алматы: нужен ли диалог акимата с жителями?

Граждан необходимо активнее вовлекать в принятие решений, считает эксперт

Жители Алматы, ежегодно вкладывающие как в бюджет города, так республики миллиарды тенге, все еще играют роль второго плана в принятии решений, важных для мегаполиса. Город, которому становится тесно в собственных стенах и тяжело дышать клубами диоксида углерода, давно нуждается в каждом жителе, который мог бы своим активным участием, а не безразличным отношением, сделать его по-настоящему комфортным для жизни. Властям Алматы давно пора стать проактивными и вовлекать граждан в процесс решения проблем, а не судорожно реагировать на каждое ЧП.

Экономика

На сегодняшний день Алматы – это регион с наиболее развитой экономикой, занимающий первое место по объему валового регионального продукта ( ВРП) – 8 млрд тенге. Это в два раза выше ВРП Астаны - 3,9 млрд тенге, и более чем в восемь раз - Акмолинской области - 1 млрд тенге.

Один из динамично развивающихся регионов, город республиканского значения Алматы за первое полугодие 2015 года принес в государственный бюджет 622 млрд тенге налоговых поступлений, что в два раза больше, чем было собрано налогов в Астане (308 млрд тенге) или в 10 областях Казахстана вместе взятых за аналогичный период. В то же время в бюджете Алматы из 622 млрд тенге остается 145,9 млрд тенге, что составляет 23% от всего объема собранных налогов в городе.

В местные бюджеты, куда относится и бюджет Алматы, поступают такие налоги, как индивидуальный подоходный налог с физических лиц, налог на имущество и транспорт. В общей сложности 70% дохода бюджета города составляют налоговые поступления. И не менее важное значение имеет то, что основу экономику Алматы составляет производство товаров и услуг, не связанное с добывающей промышленностью, в частности, 30% валового регионального продукта формируется за счет малого и среднего бизнеса.

Делает ли высокая экономическая активность Алматы его таким же привлекательным и комфортным для проживания?

Экология

На 1,6 млн жителей Алматы приходится 514 тыс. зарегистрированного легкогового автомбильного транспорта. Перенаселенность и перегруженность города автомобильным транспортом называют основными причинами повышенного индекса загрязненности атмосферного воздуха Алматы.

Инфраструктура

В 2014 году к Алматы присоединили территорию трех районов, увеличив тем самым площадь города на 23 тыс. га. Расширение границ города влечет за собой как

положительные, так и негативные последствия. К позитивным можно отнести расширение экономической базы, как следствие рост налоговых поступлений в городской бюджет. Кроме того, необходимо отметить, что расширение произошло за счет поселковых территорий, которые уже имеют проблемы с инфраструктурой (дороги, освещение, водоснабжение, социально-культурные объекты), что потребует от городских властей дополнительных усилий и средств на благоустройство вновь присоединенных территорий.

В то же время повысится энергопотребление, что потребует дополнительных мощностей; значительно увеличится нагрузка на городские службы жилищно-коммунального хозяйства как дополнение к существующим проблемам города в сфере общественного транспорта, пробок и парковок.

Высшие учебные заведения, деловая и культурная жизнь города сосредоточена в центре, что приведет к увеличению транспортного потока за счет новых горожан и в результате отразится на снижении качества городской среды и экологии, которая и так не на самом высоком уровне. Население города существенно возрастет, но это не обеспечит приток высококвалифицированных кадров.

Стратегия развития города должна разрабатываться с учетом расширения территории, которая бы включала смещение точек социальной и культурной инфраструктуры в спальные районы, увеличения количества социальных объектов, как детские сады, школы; повышение качества оказываемых государственных услуг, формируя городскую среду отзывчивую на потребности горожан.

Взаимодействие с населением

В этом году завершается реализация программы развития Алматы на 2011-2015 годы, и до октября должна быть утверждена Стратегия развития Алматы на 2016-2020.

К разработке проекта программы развития Алматы были привлечены специалисты и эксперты американской консалтинговой компании McKinsey&Company. Авторы презентовали концепцию проекта, ключевыми направлениями которой стали три социально значимых аспекта: экономика, население и инфраструктура мирового уровня.

В то же время необходимо отметить отсутствие налаженного диалога между городскими властями и горожанами. Жители города не участвуют в обсуждении стратегии развития города, городские проекты предстают перед населением в готовом виде, без предварительного рассмотрения теми, кто платит налоги в городской бюджет.

Существующие механизмы и сервисы взаимодействия жителей города с акиматом имеют вертикальный характер, где горожане выступают как потребители услуг и информации. Например, на сайте акимата Алматы есть раздел вопросы акиму.

Также на сайте есть раздел предложение акиму, но предложения не публикуются, нет публичной обратной связи.

Гражданская активность горожан носит самостоятельный характер, без активного участия властей, будь то волонтерская деятельность, противодействие строительству Кок Жайлау или сносу здания в историческом центре города.

Растет спрос среди жителей на участие в жизни города, но акимат предпринимает мало усилий по развитию осведомленного, компетететного участия, когда жители знают, когда и как формируется бюджет, и вовлекаются в его обсуждение; когда городские проекты проходят одобрение тех жителей, где эти проекты будут реализованы; налажена система онлайн и офлайн обсуждений деятельности акимата, затрагивающей интересы горожан, например, общественный транспорт, ремонт дорог и водопроводов, строительство парков и т.д.

Существует огромный накопленный мировой опыт диалога городской власти и жителей города, как проект Imaginons Paris (Париж, обсуждение стратегического плана развития города с горожанами), приложение MyLA311 (Лос-Анджелес, мобильное приложение, где горожане могут докладывать о городских проблемах), Улан-Батор ( Индекс благоприятной обстановки районов города, выводится жителями), проект Наш Город (Москва, платформа, где жители участвуют в улучшении города), Сеул, Бангкок (программы голосования за городские проекты) и т.д.

Формировать и развивать культуру участия, а не только реагировать на экстренные нужды населения можно через постоянно действующие интерактивные механизмы вовлечения горожан в жизнь города, которые у Алматы еще отсутствуют, но потребность в которых растет изо дня в день.

Автор: Шолпан Айтенова, эксперт, Национальная бюджетная сеть Казахстана.

Заметили опечатку? Выделите ее мышью и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.

развитие Алматы гражданское общество новости Алматы

24.08.2015 • 12:12 6294

Поделиться
Новости партнёров
Loading...
  • Центр деловой информации Kapital.kz — информационное агентство, информирующее о событиях в экономике, бизнесе и финансах в Казахстане и за рубежом. При работе с материалами Центра деловой информации Kapital.kz разрешено использование лишь 30% текста с обязательной гиперссылкой на источник. При использовании полного материала необходимо разрешение редакции. Редакция Kapital.kz не всегда разделяет мнения авторов статей. При нарушении условий размещения материалов редакция делового портала имеет право на решение спорных моментов в законодательном порядке.

  • Яндекс.Метрика
    Система Orphus